Об особенностях концертного исполнения опер корреспонденту "Российской газеты" рассказывает художественный руководитель и главный дирижер капеллы Валерий Полянский:
- В театр обычно идут и посмотреть, и послушать. Концертное исполнение - это несколько другой жанр. К нам приходят люди, которых прежде всего интересует музыка. Им важно, как играет оркестр, как звучат голоса. Этот жанр чем дальше, тем больше становится популярным. И не только у нас, но и во всем мире. В Америке существует театр, где звучат только оперы в концертном исполнении. Нужно сказать, что для певцов концертное исполнение создает дополнительные трудности. Они должны создавать образ одним голосом: только своим вокальным мастерством. В театре же на них работают костюмы, декорации, свет, вся театральная обстановка.
- В ваш оперный абонемент вошли довольно редкие названия.
- Это был один из принципов подбора программы. Есть масса превосходной музыки, которая крайне редко исполняется в театрах. Что-то вообще не звучало в России, что-то не знакомо сегодняшнему слушателю. Поэтому из Чайковского я выбрал не "Евгения Онегина", который идет практически повсюду, а "Черевички". 24 декабря - это как раз ночь перед Рождеством, пусть не по нашему календарю.
В последний раз в Москве "Черевички" ставились уже довольно давно в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Еще раньше был спектакль в Большом театре. Дирижировал Мелик-Пашаев, пел Нэлепп, но это уже сведения скорее из истории. Что касается остальных названий, то итальянский репертуар представляют "Луиза Миллер" Верди и "Андре Шенье" Умберто Джордано. Будет опера Стравинского "Соловей". И еще одно сочинение
- "Сестра Беатриса" Гречанинова, которая исполнялась в начале прошлого века один или два раза в "Опере Зимина". С тех пор к этому произведению никто не обращался. Его ноты нам удалось раздобыть благодаря помощи замечательных сотрудников Российской государственной библиотеки.
Гречанинов у нас вообще мало исполнялся по понятным причинам: он был эмигрантом и его имя в советское время вообще старались не упоминать. Даже Евгений Федорович Светланов, который писал антологию русской музыки, не записал ни одного произведения Гречанинова, хотя у него целых пять симфоний.
- Сейчас в магазинах можно найти практически любые записи. И тем не менее люди по-прежнему ходят в театр, на концерты. После серьезного спада в начале 90-х зрительные залы снова полны.
- Во-первых, у людей появились какие-то деньги, возможность потратить их на театр, на концерт. А главное - ни телевидение, ни радио, ни компакт-диск не заменят живое исполнение и ту замечательную атмосферу, которая возникает в зале.