26.12.2003 04:50
Власть

Власть и бизнес: ответственность друг перед другом

Текст:  Евгений Примаков (президент ТПП РФ)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3374)
Читать на сайте RG.RU

А сам переход к рыночному хозяйству в России произошел в таких формах, что доходы тех 10 процентов населения, которые составляют самую богатую его часть, в 15 раз выше доходов тех 10 процентов населения, которые составляют его самую бедную часть. Это по официальной статистике. А по мнению ученых, такое соотношение с учетом "теневых доходов" богатых зашкаливает за 30. В Японии, Европе, США оно в 4-5 раз ниже.

О какой политической и экономической устойчивости может идти речь без решения социальных вопросов. О какой перспективе инновационного пути развития, структурных изменений в экономике можно реально задумываться без решения социальных проблем.

Пришло время уделить им самое пристальное внимание. К этому призвал Президент В.В.Путин, подчеркнув жизненную важность преодоления бедности, жизненную важность социального прогресса нашего общества.

Могут ли обойти эту проблему те, кто был и остается локомотивом развития рыночных отношений? Я имею в виду российское предпринимательство, все его "слои" - от малого до крупного?

Сознаюсь, этот вопрос - риторический. Предприниматели жизненно заинтересованы в политической стабильности в России - без решения социальных проблем она может стать иллюзорной. Предприниматели стремятся к расширению внутреннего рынка, росту конкурентной способности своей продукции, использованию научно-технического прогресса - без решения социальных проблем все это недостижимо, следовательно, исключено нормальное развитие российской экономики. Поэтому можно говорить однозначно об органичной, объективной заинтересованности российского бизнеса в решительных социальных сдвигах в стране.

Однако эта заинтересованность пока не воплощается в полной мере в дела. Такое положение недопустимо вдвойне. Во-первых, в нынешний России без широкого и эффективного участия предпринимательства трудно, если вообще возможно, сдвинуть социальные проблемы с "мертвой точки". Во-вторых, наблюдаемая невысокая активность предпринимателей в решении социальных проблем порождает негативизм широких слоев населения к рыночной модели развития как таковой.

Это опасная тенденция. Можно со всем основанием констатировать: рынок - не антипод улучшению социального положения населения. Напротив. Мы уже давно отошли, и слава Богу, от идеологически неверного постулата, согласно которому при капитализме происходит абсолютное обнищание работников. То есть работающий живет день ото дня все хуже. Зарубежная практика доказала со всей очевидностью беспочвенность такого утверждения. Неужели предприниматели заинтересованы в том, чтобы такой абсолютно неверный вывод овладел умами россиян, хотя бы на ближайший период?

Конечно, социальными проблемами в первую очередь должно заниматься государство.

Собственно, его социальная функция в странах с рыночной экономикой заключается в перераспределении доходов, в том числе в пользу той части населения, которая не имеет возможности самостоятельно решить свои социальные проблемы. Но это отнюдь не означает, что Российское государство в наше время уже выполняет все свои функции в социальной области. Приведу цифры, которые говорят сами за себя. Расходы федерального бюджета 2004 года на образование, здравоохранение, фундаментальные исследования, содействие научно-техническому прогрессу, культуру, искусство, кинематографию, физкультуру, социальную политику составляют в сумме менее 15 процентов. Кстати, содержание государственного аппарата обходится значительно больше, чем тратится на здравоохранение, культуру, искусство, кинематографию и физкультуру вместе взятые.

Часто мы слышим: нет средств для большей вовлеченности государства в социальную сферу. Не говоря уже о необходимости внутреннего перераспределения средств за счет сокращения расходов государства на несвойственные ему функции, отказа от излишеств, большей бережливости. Давайте вспомним некоторые реальные факты. Бюджет у нас бездефицитный. Он сведен с профицитом. Да еще и с неучтенными доходами. По подсчетам Института международных и политических исследований Российской академии наук, Правительству в виде таких нераспределяемых доходов принадлежит более 10 млрд. долларов или 300 млрд. рублей. Это, дескать, создает стабилизационный фонд на "худшие времена". Но худшие времена в социальной сфере России уже наступили.

У нас проявились два крайних взгляда на решение социальных вопросов. Младолибералы провозгласили лозунг: чем меньше государства в социальной сфере, тем лучше. Дескать, каждый член общества должен заботиться сам о себе. Итоги декабрьских выборов в Государственную Думу продемонстрировали растущее осознание всем обществом ущербности таких рецептов, предусматривающих "безучастность" государства и минимизацию его социальных гарантий населению. Закономерно поэтому, что россияне отказали в доверии партиям и политикам, придерживающимся подобного рода взглядов.

Другая крайность исходила и продолжает исходить от части предпринимателей, которые полагают, что их "хата с краю" - пусть, дескать, о социальной стороне жизни общества в одиночку заботится государство.

Между тем жизнь властно требует объединения государственных и предпринимательских действий для решения социальных проблем. Без объединения таких усилий радикальных сдвигов в социальной обстановке в России не достичь. Пора понять, что, снижая налоги на прибыль, а к этому справедливо призывают предприниматели, государству в одиночку тем более не под силу решать назревшие социальные проблемы.

Но объединение усилий государства и предпринимателей - не арифметическое сложение их возможностей. Необходимо выработать взаимную социальную ответственность друг перед другом - власти и предпринимательства. Здесь вырисовывается пока еще далеко не благоприятная картина. Крайне отрицательно сказывается отсутствие постоянного и продуктивного диалога власти с бизнесом на всех этажах "вертикали".

Предпринимательство зачастую отстраняется от выработки законов, нормативных актов, которые имеют прямое к нему отношение. Известно, что по Закону о торгово-промышленных палатах они наделены правом экспертизы в такого рода законотворческой и нормативной деятельности. Однако практика, как правило, свидетельствует об игнорировании такой роли ТПП правительственными структурами.

Несут свою долю вины и предприниматели. Они, например, как и все общество, вполне обоснованно озабочены тем, что наша административная система забюрократизирована и в значительной части коррумпирована. Но при этом, давайте смотреть правде в глаза, к столь масштабному разгулу коррупции не в последнюю очередь привело стремление бизнесменов вкладывать ресурсы не в развитие гражданского общества, а в чиновничий аппарат, лоббируя нужные им решения. Хотелось бы надеяться, что принятие российского антикоррупционного законодательства станет важнейшим приоритетом в работе первой сессии новой Государственной Думы.

Как известно, в деловых кругах и средствах массовой информации активно дискутируется идея повышения социальной ответственности бизнеса в обмен на государственные гарантии прав собственности, полученной в ходе приватизации. Конечно, речь не идет о торгашеском обмене: сначала я тебе, а потом ты мне. Но перспектива сохранения собственности, полученной в результате приватизации в России, волнует наших предпринимателей. От этого никуда не уйдешь.

В силу своей остроты и сложности проблема первоначального накопления капитала в России не имеет простых и однозначных решений. Но и уходить от их поиска недальновидно и опасно, ибо это провоцирует новый виток злоупотреблений и пробивание дыр в законодательстве. Торгово-промышленная палата России - единственная организация в нашей стране, представляющая все слои предпринимательства во всех сферах - промышленности, сельском хозяйстве, торговле, банковском деле, сфере услуг - в результате многочисленных дискуссий практически во всей системе ТПП, состоящей из 159 палат, пришла к следующему выводу. Необходим запрет на пересмотр права на приватизированную собственность, если она была приобретена по законам, действовавшим на момент приватизации, пусть по плохим законам, дающим простор несправедливым сделкам, но все-таки по законам. Исключение должны составлять лишь приватизационные акты, осуществление которых произошло через преступления, наказуемые по Уголовному кодексу.

Однако только гарантия со стороны государства против пересмотра права на приватизированную собственность - это одна сторона медали. Другая заключается в необходимости вернуть обществу те сверхприбыли, которые присваиваются рядом сырьевых монополий на основе фактической "приватизации" ими природных богатств страны. Иными словами, вернуть всему обществу то, что принадлежит ему по праву и что следует использовать для его блага.

Часто руководители наших сырьевых монополий жалуются: они, мол, имеют неравные условия со своими коллегами в обрабатывающей промышленности. Им, дескать, приходится тратить огромные суммы на разведку полезных ископаемых, иными словами, на приращивание природных ресурсов. В 2002 году в России было добыто 380 млн. тонн нефти (с газоконденсатом), а прирост запасов оценивается в 260 млн. тонн, то есть на одну треть меньше.

Но не будем спорить. Нужны подсчеты таких необходимых затрат, чтобы сохранить их в виде части сверхприбыли, которая остается у сырьевых монополий. Но и спрос с них за эту часть должен быть жесткий - Россия не может позволить проедание своих запасов сырья. А для решения участи остальной части сверхприбыли следовало бы сесть за круглый стол и договориться. Не решать вопрос насильственным путем, а именно договориться. Судя по всему, к этому предприниматели-сырьевики готовы. Если будет соответствующее поручение руководства страны, ТПП России готова организовать диалог "сырьевиков" и Правительства с целью подготовить соглашение. Тем более что механизм изъятия части сверхприбыли в интересах всего общества уже есть. Это, в частности, экспортные пошлины, динамика которых зависит от движения мировой цены на данный вид сырья.

С этим связан еще один момент. У нас в обиходе принято крупных предпринимателей огульно величать "олигархами". Это обидно для многих, это неверно, и это опасно. Что, мы выступаем против крупного бизнеса как такового? Или мечтаем о стране мелких лавочников? Нет и еще раз нет. Олигарх - не просто крупный, пусть даже сверхкрупный предприниматель. Это тот бизнесмен, который набивает свой карман за счет различных махинаций, в том числе с налогами. Это тот, которому чужда предпринимательская этика в его взаимоотношениях с коллегами. Тот, который может подставить ножку даже своему ближнему, "сотоварищу", не говоря уже о наглом нарушении прав более мелких собственников, которые являются его конкурентами. Это тот, кто стремится грубо лезть в политику, развращая партии, депутатские структуры, государственных чиновников всех рангов. Это тот сверхкрупный капиталист, которому глубоко безразличны реальные нужды страны, народа, кто давно забыл о патриотическом долге.

Нельзя смешивать с подобными людьми честных крупных предпринимателей, которые нуждаются во всяческой поддержке, ибо без них не может быть ни развитой экономики, ни благополучной страны. Без их активности не сдвинуть с места и решение социальных проблем в обществе.

Социальную обстановку в России не удастся радикально изменить также без развития малого бизнеса. Кое-что сделано для этого. Но революционного прорыва в деле создания лучших условий для малого предпринимательства, к чему призывал Президент России, не произошло. Неужели не понятно чинушам - иначе их не назовешь - что без этого нельзя решить проблему занятости, которая становится все острее, добиться через "венчурные" формы малого предпринимательства научно-технического прогресса, развить сферу услуг, агропромышленный комплекс, торговлю, укрепить средний класс - важнейшую составляющую устойчивой политической стабильности в России.

Но дело не только в государственной поддержке малого бизнеса, как бы она ни была важна сама по себе. Дело также во внутренних взаимоотношениях предпринимательских структур. Участие крупного бизнеса в судьбе малых предприятий - это не жест щедрого спонсора, а непременное условие собственного развития. Об этом говорилось на конференции, организованной ТПП России, по проблемам отношений крупного и малого бизнеса. На конференции приводилось также немало примеров, когда крупные бизнесмены вместо взаимовыгодного сотрудничества оказывают неприкрытое давление, предпринимают попытки задушить малые предприятия в тисках недобросовестной конкуренции.

В каких направлениях могла бы с наибольшей пользой для общества развиться социальная активность наших предпринимателей?

Хочу еще раз подчеркнуть: главная социальная задача наших предпринимателей - развивать эффективное производство, экономику в целом, создавая новые рабочие места, обеспечивая достойную оплату труда. ТПП не остается в стороне от этого. Нами предложена концепция Государственной промышленной политики России. Проект, разработанный большим коллективом, находит поддержку практиков и ученых в центре и регионах.

Хотел бы обратить внимание на некоторые направления предпринимательской активности в социальной области.

Первое. Предпринимательское сообщество должно более ответственно участвовать в решении болезненных проблем в сфере трудовых отношений. Обратите внимание на то, что в числе наиболее часто задаваемых вопросов Владимиру Владимировичу во время его разговора по телевидению со страной 18 декабря были вопросы труда и зарплаты. Это, несомненно, беспокоит общество. Бизнес не может уповать только на то, что доходы работников в частном секторе превышают уровень заработной платы бюджетников. На наш взгляд, никак не соответствуют принципам социальной ответственности и справедливости огромные "ножницы" в размерах оплаты труда топ-менеджеров и рядовых сотрудников компаний. Здесь имеет смысл учесть опыт зарубежных стран, и, в частности, Японии, где президент фирмы получает заработную плату не более чем в 5 раз выше, чем слесарь, врач, продавец в магазине.

Далее. Сейчас в целом по России насчитывается около 7 млн. безработных. При этом широкое распространение получила практика неформального трудового найма, которая свидетельствует о все еще существующей социальной незащищенности работника.

В создавшихся условиях гораздо более решительно и последовательно должны действовать торгово-промышленные палаты и другие предпринимательские объединения. Используя свой авторитет и влияние, они призваны настойчиво внедрять в жизнедеятельность предпринимательских структур принципы социального партнерства, активно противодействовать беззаконию и попранию прав человека.

Второе. Приоритетной задачей для бизнеса должна стать борьба с бедностью, адресная поддержка беднейших слоев населения. Для этого, очевидно, с успехом может быть использован механизм целевых социальных фондов, которые имели широкое распространение в дореволюционной России, но оказались скомпрометированными в наше время махинаторами и авантюристами.

Естественно, что в первую очередь от предпринимателей ждут активного участия в социальном обустройстве тех территорий, где они оперируют. Особо в этом контексте следует сказать о градообразующих предприятиях, которые не только давали работу, но и содержали, например, котельни, частично финансировали городской транспорт, помогали содержать школы, детские учреждения, местную медицину.

На наш взгляд, социальное напряжение в обществе в определенной степени является результатом политики по массовому сбросу объектов соцкультбыта на плечи муниципалитетов. К чему же пришли в итоге? Если десять лет назад расходы предприятий всех форм собственности на социальные услуги составляли 4 процента ВВП, то сейчас они не превышают одного процента. Как следствие, закрылось множество детских садов, "беспризорным" оказался летний детский отдых, ухудшилось бесплатное медицинское обслуживание, практически прекратилось то жилищное строительство, которое ранее финансировали предприятия.

Речь не идет о том, чтобы все это передать назад предприятиям. Однако предпринимательство должно сделать многое для того, чтобы объекты соцкультбыта, переданные муниципалитетам, работали лучше. Для этого необходимо целевое финансирование предпринимательскими структурами таких объектов, расположенных на территориях деятельности их предприятий.

Третье. Пристального внимания отечественного бизнеса требует проблема массовой безнадзорности детей. По официальной статистике, в России сегодня имеется до 2 миллионов беспризорников.

Торгово-промышленная палата России создала благотворительный фонд "Центр помощи беспризорным детям". Хотел бы поблагодарить руководителей всех организаций, компаний и фирм, перечисливших на помощь обездоленным детям средства, на которые были приобретены одежда, учебники, компьютеры, кухонное оборудование, автобусы и многое другое.

Но этих перечислений могло быть значительно больше. Всем известно, что российское налоговое законодательство, в отличие от зарубежных стран, не поощряет благотворительность. Поэтому мы считаем необходимым внести определенные коррективы в нормативные акты и разрешить предприятиям относить хотя бы часть доходов, потраченных на благотворительные цели, к затратам, не облагаемым налогами.

В России еще 100 лет назад было нормой и моральное поощрение участников благотворительных акций. Введение специальных государственных наград за благотворительную деятельность весьма актуально и социально значимо для России и сегодняшнего дня.

Четвертое. Российские предприниматели не могут отвернуться от такой важной проблемы, как контрафактная и фальсифицированная продукция. Выпуск и реализация такой "пиратской" продукции, несомненно, бьет по интересам честных бизнесменов. Но проблема в целом имеет и широкий социальный аспект - она наносит серьезный ущерб покупателям, особенно бедной части, которая часто обольщается фальсифицированной продукцией, имеющей более низкую цену. Причем по некоторым группам товаров - по продовольствию и особенно лекарственным препаратам - доля подделок увеличивается.

Это наносит непоправимый ущерб здоровью наших граждан. Общий оборот лекарственных средств на "черном рынке" достигает 300 млн. долларов. Каждая пятая бутылка алкогольных напитков, находящаяся в продаже, сфальсифицирована. От отравления некачественными спиртными напитками умирают тысячи людей. Борьба с такого рода контрафактной продукцией ведется недостаточно, может быть, потому, что с ее производством в той или иной степени срослись многие местные власти.

В прошлом месяце Торгово-промышленная палата совместно с Правительством Российской Федерации, представителями бизнес-сообщества и ряда международных организаций провели международную конференцию по контрафактной продукции. Итоги конференции убеждают нас в том, что в сложившихся условиях назрела необходимость разработки и принятия комплексной государственной программы борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией.

Вместе с тем выступающие на конференции говорили, что такую борьбу нельзя с успехом вести, если ею непосредственно не займется сам бизнес. В этой связи еще острее стоит вопрос принятия Закона о саморегулируемых организациях. Мы надеемся, что Дума рассмотрит его в числе приоритетных.

Пятое. Одна из насущных задач социально ответственного бизнеса - активно способствовать развитию и совершенствованию человеческого фактора. В стране разрушена система подготовки массовых рабочих профессий. Средний возраст квалифицированных рабочих - 55 лет. Нужно создать региональные центры по подготовке рабочих кадров. Торгово-промышленные палаты должны принять активное в этом участие.

Важно устранить и другие перекосы в системе образования. Бизнес обязан содействовать устранению вопиющей несправедливости, когда талант и знания мало что значат по сравнению с деньгами и связями. Если в 80-е годы в вузах Москвы и Санкт-Петербурга было две трети студентов из других регионов, то сейчас - только одна четверть. Мы надеемся, что многие компании и успешные предприниматели последуют примеру президента компании "Интеррос" и создадут специальные фонды для поддержки талантливой молодежи, особенно из российской глубинки.

Шестое. Совершенно очевидно, что российский бизнес и общество в целом должны поддерживать и развивать нравственную культуру, опирающуюся на человеческую солидарность и социальную справедливость, а не на примитивное представление о том, что некоммерческий человек - это никчемный человек. Нельзя допустить, чтобы под влиянием вакханалии шоу-бизнеса у подрастающих поколений россиян формировалось нигилистическое отношение к бесценному отечественному культурному наследию.

Седьмое. Бизнес не вправе снимать с себя ответственность за общую экологическую ситуацию. Трудно назвать удовлетворительным состояние окружающей среды на 15 процентах территории России, где проживает 60 процентов населения страны. Положение усугубляется серьезными нарушениями природоохранного законодательства со стороны целого ряда компаний.

Пришло время российскому бизнесу сделать крен в сторону социальных факторов. Только таким образом можно выйти на оптимальный баланс коммерческой и социальной составляющих его деятельности.

Предпринимательское сообщество современной России представлено в своем большинстве незаурядными управленцами, инициативными, деятельными, творчески мыслящими людьми, которые способны найти в меняющейся системе приоритетов гармоничное сочетание частного интереса и общенациональной идеи.

*Доклад "Социальная ответственность бизнеса в современной России" Президента ТПП РФ Е.М. Примакова на заседании Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации 23 декабря 2003 г.

Внутренняя политика Бизнес Торгово-промышленная палата России