Ситуацию в сфере приграничной торговли "Российской газете" прокомментировал директор Центра Северной Европы Института Европы РАН Юрий Дерябин.
- Юрий Степанович, с кем из северных соседей сотрудничество в сопредельных регионах у нас идет лучше всего?
- Лидерами, несомненно, являются финны. За десять лет осуществлено более 400 проектов, в стадии реализации еще примерно 200. К торговым проектам активно подключаются другие регионы российского Северо-Запада - Архангельская, Вологодская, Калининградская, Новгородская области, Республика Коми, Ненецкий национальный округ. Объем финского бюджетного финансирования проектов в 2002 году составил около 12,2 миллиона евро, в 2003-м - около 15 миллионов.
Норвежцы отдают приоритет граничащей с ними Мурманской области. С ней сотрудничают около 40% всех норвежских фирм и предприятий, чья деловая активность связана с Россией. Норвегия вкладывает немалые средства в совместные работы по обеспечению ядерной безопасности.
Участвует в сотрудничестве с российским Северо-Западом и Швеция. В основном напрямую между отдельными шведскими губерниями и нашими областями в сфере сельского хозяйства. Есть и довольно крупные проекты - концерн "ИКЕА" будет строить на территории Карелии завод по переработке древесины и мебельную фабрику (30 млн. долл.).
- Не получается ли так, что Европа "выкачивает" из наших приграничных областей только сырье? Например, карельский лес, питерский гранит, руды, черные и цветные металлы, энергоносители?
- К сожалению, в приграничном сотрудничестве Россия по-прежнему играет свою традиционную роль поставщика энергоносителей и сырья для Запада. Реальных изменений здесь практически не происходит. Это наглядно проявляется на примере Республики Карелия. В карельском экспорте на долю продукции лесного сектора приходится 62 процента. Машиностроительная же продукция составляет всего 2,4 процента. Среди импортных товаров стран Северной Европы на первом месте - машиностроительная продукция, далее - нефтехимические продукты.
Подсчитано, что для полномасштабной модернизации экономики Северо-Запада необходимо привлечь в этот регион в ближайшие 20 лет как минимум в 10 раз больше средств, чем за последние два десятилетия. Между тем с середины 90-х физический объем инвестиций в основной капитал здесь уменьшился более чем в 4 раза. До сих пор иностранные инвесторы не особенно торопятся вкладывать деньги в развитие экономики российских приграничных районов. Исключение составляют разве что Санкт-Петербург и Новгород. Объем инвестиций в Карелии, например, составил в 2000 году немногим более 22 миллионов долларов, четыре пятых из которых пошли на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, в развитие же лесного хозяйства иностранные средства в последние годы не вкладываются.
- Из-за чего в основном тормозится сотрудничество?
- В первую очередь из-за денег. Вечная проблема - финансирование проектов. Сейчас первые шаги делает Европейский инвестиционный банк, который длительное время воздерживался от финансирования проектов в России, но все-таки начал выделять средства на экологию. До сих пор недостаточно активно ведет себя в этой сфере европейский и российский частный бизнес. Это, впрочем, понятно - деловые люди подключаются к финансированию коммерчески выгодных программ, только когда сочтут проект целесообразным и не слишком рискованным. Важно понять, что успех приграничного сотрудничества во многом будет зависеть от действий России. Мы должны окончательно отделаться от иллюзий, что Финляндия, Европейский союз всегда будут донорами, а Россия - пассивным получателем средств. Россия должна активно и на равноправной основе вместе с европейскими партнерами определять, какие проекты приоритетные, а какие - нет.
- Есть ли необходимость в изменении законов РФ, относящихся к приграничному сотрудничеству?
- В России неоправданно задержалось создание необходимой правовой базы для развития субрегионального трансграничного сотрудничества. Да и достаточно четкой единой концепции такого сотрудничества у нас долгое время не было. Она появилась лишь в 2001 году. Только сейчас вплотную приступают к подготовке закона "Об общих принципах трансграничного субрегионального сотрудничества с участием субъектов РФ", проект которого лежит в Государственной Думе уже семь лет. Давно ждет своей очереди закон "О правовом статусе приграничных территорий". К сожалению, иногда принимаются законы, наносящие ущерб трансграничным связям. Например, известная статья Закона "О государственной границе Российской Федерации" 1997 года, которая вводила дополнительные сборы при пересечении границы грузами и пассажирами российских границ. До конца еще не решены проблемы четкого разграничения компетенции между федеральным центром и субъектами Федерации. Не приняты, например, многие базовые законы, развивающие соответствующие статьи Конституции РФ, в том числе разграничивающие полномочия по предметам совместного ведения.
Требуют дальнейшего совершенствования погранично-таможенные процедуры: к примеру, для российско-финляндской границы, ставшей единственной общей границей между ЕС и Россией. Стоило бы подумать над введением какого-то преференциального режима хотя бы в отношении проектов, связанных с российским Северо-Западом.