Бунт регионального партаппарата подавлен лидерами КПРФ, но победа обошлась недешево - это главный итог второго этапа девятого съезда КПРФ. У Геннадия Зюганова не оказалось в запасе надежной кандидатуры преемника, и коммунисты впервые вынуждены были пойти на исторический компромисс - официальным представителем партии на выборах главы государства становится беспартийный. Николай Харитонов, хотя и сотрудничает с КПРФ уже очень давно, формально остается членом Аграрной партии России. А зампред ЦК КПРФ Валентин Купцов, по сведениям из источников "РГ", заявил о готовности уйти со своего партийного поста на внеочередном съезде КПРФ, назначенном на апрель.
Сам Зюганов еще на пленуме в субботу попросил не выдвигать его в претенденты, и к нему быстро присоединился сенатор Николай Кондратенко. Другие выдвиженцы - Светлана Савицкая и Виктор Илюхин - поспешили снять свои кандидатуры в пользу Николая Харитонова. Таким образом, съезд выбирал между Геннадием Семигиным (105 голосов) и Николаем Харитоновым (123 голоса) - между спонсором партии, умело привлекшим на свою сторону ряд лидеров региональных отделений, и аграрием, открыто защищавшим свой идеал - Феликса Дзержинского. Харитонов неоднократно добивался возвращения памятника чекиста на Лубянскую площадь в Москве и успокоился лишь тогда, когда поставил бюст "железного Феликса" у себя в думском кабинете. Он также весьма склонен к красочным ораторским фигурам речи, вызывающим в памяти выступления Черномырдина в бытность премьером, а благодаря депутатским "корочкам" в двух Думах его не придется раскручивать с нуля, поскольку на телеэкранах он появлялся нечасто, но регулярно. Словом, поколебавшись между обновлением партии и традиционной дорогой, коммунисты пока свернули на проторенный путь: социально близкий крестьянин, мечтающий о погонах чекиста, Харитонов лучше вписывается в концепцию КПРФ, чем умеренно левый, состоятельный и лояльно настроенный к Владимиру Путину бизнесмен Семигин.
Вероятно, Харитонов понимает, что Зюганов прикрывается им так же, как Жириновский выдвинутым от либерал-демократов Малышкиным. Но по сути это неважно: сколько бы голосов ни набрал Харитонов, его поражение беспартийного - не урон для КПРФ, а сам он в любом случае получает шанс выйти на федеральный уровень политики. А вот вопрос о лидерстве в партии поставлен ребром. В субботу депутат Госдумы Альберт Макашов, обижаясь на товарищей по партии за клички "толстолобый вояка", и "железный дровосек" предложил поставить в повестку дня съезда "вопрос о неполном служебном соответствии" Геннадия Зюганова. Было и еще одно предложение: отправить в отставку и президиум ЦК, и сам Центральный комитет, назначив временно (с субботы до воскресенья) 5-7 членов под руководством Валентина Купцова. Впрочем, расчет стравить двух первых лиц партии, а отношения между Купцовым и Зюгановым в последние два года из-за значительного перераспределения полномочий сильно испортились, ничуть не оправдался - Купцов жестко отклонил эту идею.
Официально сразу после праздников региональные организации КПРФ преобразуются в штабы по подготовке к президентским выборам. Реально же в течение следующих трех месяцев в партии развернется настоящее сражение за пост лидера партии. Сторонники Зюганова явно готовятся свести счеты с теми руководителями парторганизаций, которые демонстративно поддержали Семигина. Сам же Семигин, явно наращивающий свое влияние в партии, вполне может начать бороться за мандат члена президиума ЦК - первой ступеньки к посту лидера. Исход этой подковерной драки, как ни странно это прозвучит, в любом случае будет положительным. Победа "зюгановцев", даже в форме выдвижения преемника нынешнего председателя ЦК, даст реальный толчок внутрипартийным переменам. Победа "семигинцев", скорее всего, расколет партию и тоже спровоцирует появление "новых левых".