Экономический рост в 2003 году оказал благоприятное влияние на рынок труда. Работу нашли 124 тысячи человек. Будет ли так происходить и дальше? И можно ли верить утверждениям, что экономический рост автоматически устраняет все социальные деформации?
Увы, все это не более чем иллюзии, от которых следует освобождаться. За десятилетие экономических реформ на российском рынке труда сложились устойчивые деформации, которые не могут быть устранены за 2-3 года. Я имею в виду неформальный сектор на рынке труда, который отнюдь не исчез, он просто приспособился к новым реалиям. Вспомним, в начале экономических реформ сформировался внушительный теневой сектор, в котором процветала и откровенная теневая занятость - отсутствие юридических отношений между работником и работодателем. Да, сейчас ситуация изменилась. Теперь заключаются контракты, но они носят условный, формальный характер. Реальные же отношения решаются по принципу "как договоримся".
Такие маргинальные формы на рынке труда за 10 лет приобрели довольно устойчивый характер. И, строго говоря, нет оснований считать, что они вообще когда-либо будут полностью устранены: они устраивают все стороны. Видимо, это и есть цена, которую заплатил наш рынок труда за десятилетие не очень внятных реформ.
Тем не менее явных катаклизмов, острых драматических изменений в ближайший год я не предвижу. Даже если не удастся поддержать столь высокие темпы экономического роста, как в 2003 году, скорее всего, будут продолжаться медленные изменения в пользу повышения занятости.
Следующее испытание - это так называемая структурная безработица, когда, скажем, переизбыток менеджеров, а требуются слесари. Уже сегодня существует такой феномен: устойчивая безработица сосуществует с дефицитом рабочей силы. Оказывается, нужны не просто работники, а работники определенных профессий, определенной квалификации, определенных навыков. А сегодняшний рынок труда не успевает за потребностями современного производства. В сущности это тормоз для активизации инвестиционных процессов. Если рынок труда к инвестициям не готов, то они могут не состояться. Поэтому, несмотря на относительно благополучное поведение рынка труда в 2003 году, я бы отнеслась к перспективам на ближайшие годы с весьма умеренным оптимизмом. То, что удалось избежать открытых кризисов, еще не означает, что рынку труда уготовано беспроблемное развитие.