13.01.2004 04:00
Экономика

Льготник хуже "зайца"

Не получая положенных бюджетных компенсаций, муниципальный транспорт деградирует
Текст:  Евгений Федоринов (Самара)
Российская газета - Поволжье: №0 (3378)
Читать на сайте RG.RU

Впрочем, изношенность транспорта - не единственная причина роста тарифов. Еще одна беда - льготник. Дело в том, что право на бесплатный проезд определенных категорий пассажиров предоставлено федеральным законом, и компенсировать эти потери должен федеральный бюджет, а не городской. Сейчас же, по словам заместителя департамента транспорта самарской мэрии Александра Орлова, те деньги, которые перечисляет федеральная казна, не покрывают понесенных муниципальными транспортниками затрат. Частники же, споро заполнившие освободившиеся маршруты, льготников не жалуют. В "маршрутках" действует единый тариф и для студента, и для пенсионера, и для прокурора.

Кстати, в начале нынешнего года областная прокуратура попыталась приструнить частника, предписав оборудовать все автобусы и "Газельки" кассовыми аппаратами. Ну а если не желаешь, тогда исполняй законодательство и перевози льготников. Инерции прокурорского толчка хватило месяца на три. Именно столько времени некоторые владельцы "Газелей" предлагали льготникам два передних места, заставляя тех, кто предъявлял документ, записывать свою фамилию и данные в специальную книжку. Потом все вернулось на круги своя: частные извозчики делают деньги, а муниципальный транспорт возит льготников, составляющих не менее половины его пассажиров.

Гендиректор одной из транспортных фирм Самары Алексей Волков считает, что "Газелей" на наших дорогах вообще быть не должно. "Дело в том, - говорит он, - что эти автомобили не соответствуют даже общепринятым нормам экологической чистоты "евро-1". По этому поводу глава транспортного департамента администрации города Петр Григоров даже предложил закрыть им въезд в центр Самары. Есть гораздо более эффективные и вместительные машины, которые и должны исполнять функции общественного транспорта".

Однако люди, занимающиеся транспортным бизнесом, не спешат поучаствовать в создании долговременной транспортной инфрастуктуры, способной решить проблему общественного транспорта. Почему? Все просто. "Газель" окупается за год работы. А тот же "Мерседес" или даже его отечественный аналог? Сегодня по улицам Самары снуют уже 2800 единиц частного транспорта. Специалисты утверждают, что соотношение перевозимых пассажиров между муниципальным и частным транспортом составляет 50 : 50. Это значит, что, если с маршрутов исчезнут частные "Газели"и "пазики", транспортной катастрофы не миновать.

Если же в роли инвестора развития общественного транспорта использовать пассажиров, увеличив плату за проезд, то ни к чему хорошему это не приведет. Как показывает опыт, сразу после увеличения муниципальных тарифов меняют цену билета и частники. А так как обуза перевозки льготников их по-прежнему не гнетет, все сливки от повышения тарифов им и достанутся. Другими словами, в транспортном бизнесе, как и в любом другом, конкуренция должна быть честной, а условия для всех участников этого рынка - равными. У нас этого нет. И получаем вполне предсказуемый результат, когда муниципальный транспорт остается убыточным, а частный - процветает. Беда в том, что, даже если честно распределить ношу льготников между муниципалами и частниками, это не решит проблему: в убытках окажутся все.

Общественный транспорт Самарская область Самара Средняя Волга