13.01.2004 02:16
Экономика

Деньги из воздуха

"Легковесный" рынок сулит хорошие доходы
Текст:  Рита Лебедева
Читать на сайте RG.RU

В Советском Союзе воздушные шары выпускались на четырех заводах. Основная производственная база находилась на одном из резинотехнических заводов в Подмосковье. Качество шаров в то время оставляло желать лучшего, и по мнению специалистов, шарам можно было предъявить довольно много претензий.

В начале 90-х годов прошлого века на российский рынок вместе с новыми обычаями ведения бизнеса, европейскими стандартами офисной жизни, хлынули импортные атрибуты праздничных мероприятий, в том числе и шары. Отечественные шарики - неяркие и однообразные - сразу как-то стушевались, и не только не выдержали конкуренции, а даже и не пытались соперничать с импортной продукцией.

Первыми из иностранных воздушных шаров на российском рынке появились бельгийские, поставки которых довольно быстро перешли на регулярную основу. Затем на рынке появились мексиканские шары. Их везли из Германии, и поэтому долгое время их считали немецкими и удивлялись, что качество европейского товара не такое высокое, как ожидалось. Позднее истина обнаружилась. Но к тому времени россияне уже вовсю покупали турецкие и польские шары.

Воздушные шары, традиционно изготовлявшиеся из резины или латекса, на солнце быстро лопаются или тускнеют. В середине 90-х годов прошлого столетия в России появились шары металлизированной полимерной пленки с цветной печатью - так называемые "фольговые" шары. На них изображались герои популярных мультфильмов, в основном диснеевских, и была возможность изготавливать шары самой разнообразной формы - не только круглой, шарообразной, но и в виде зайчика, медвежонка или в виде сердца. Это, кстати, весьма расширило круг потенциальных покупателей, так как шары в форме сердца сразу стали приятным подарком для романтических девушек наряду с цветами и конфетами. Однако всплеск интереса к таким шарам довольно быстро достиг своего предела, и сейчас эти шарики остаются рядовым товаром детского ассортимента.

А вот обычные воздушные шары стали объектом внимания большого бизнеса. Дело в том, что среди молодых инициаторов, занимавшихся поставками шаров в нашу страну, нашлись такие, кто придумал делать из шаров гирлянды и фигуры. Потом, правда, выяснилось, что за границей это умеют делать давным-давно, но это было уже неважно, потому что оформительские возможности очень мощно продвинули бизнес в сегменте воздушных шаров, так как дизайн декораций из шариков заказывали даже самые престижные концертные площадки страны. Выяснилось, что декорации из шаров выглядят не менее празднично, чем традиционные декорации из фанеры, но при этом вдвое дешевле, а собираются и разбираются гораздо быстрее, всего за несколько часов. Из воздушных шаров делались самые неожиданные конструкции - корабли, замки, гигантские звери и многое другое.

Через несколько лет мода на такое применение шариков прошла, зато появились новые возможности: шары стали использовать как эффективное средство рекламы. На шар с помощью специального оборудования наносят логотип рекламируемой фирмы или торговой марки товара, и в течение некоторого времени это привлекает внимание потенциальных потребителей там, где это необходимо при проведении рекламной акции. Этот прием в нашей стране был даже использован в кампании по избранию президента. В период президентской кампании в 1996 году по спецзаказу было изготовлено 100 тысяч шаров с призывом голосовать за кандидата в президенты.

Существующий спрос на воздушные шары уже давно подталкивает отечественных производителей снова проявить интерес к их выпуску. Однако заводы, на которых выпускались шарики в прежние годы, сейчас в большей степени ориентируются на другую продукцию. Технологические линии нуждаются в модернизации, а еще лучше - в полной замене. Известно, что неоднократно рассматривались инвестиционные проекты по организации новых производств воздушных шариков. Стоимость такого проекта оценивается на уровне 1,5 миллиона долларов. Несмотря на достаточно высокую стоимость проектов, особенно в сравнении с несерьезным характером продукции, критическим моментом проектов признается проблема сбыта шаров. Второй проблемой называют наличие сырьевого ресурса - латекс и красители, которые обычно приходится везти из-за рубежа.

По оценкам трейдеров, в России сейчас ежегодно продается более 100 миллионов шаров. Несмотря на такую, казалось бы, значительную цифру, следует признать, что до уровня европейских стран нам пока далеко. Трудно сказать, что побуждает европейцев использовать так много шаров. Возможно, их более радостный стиль проведения праздников и корпоративных мероприятий, а может быть, и наоборот, недостаточная фантазия; раз принято украшать новый магазин или офис компании шарами - значит, шарами.

Товары и цены