17.01.2004 03:10
Общество

Бабушку посадили на цепь

Сделали это не отпетые подонки, а ее родная дочь и зять
Текст:  Николай Сенчев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3383)
Читать на сайте RG.RU

А потом во двор дома влетела хозяйка - Нина Иосифовна Сараева. Она стала грубо отчитывать непрошеных гостей, грозила судом за вторжение в личную жизнь. Суд-таки вскоре действительно состоялся. Председательствовала на нем Валентина Федоровна Шуюкова. Нину Иосифовну и ее мужа, Георгия Константиновича, приговорили к незначительным срокам лишения свободы условно.

Наказание - условное. Но вот свою престарелую мать Нина Иосифовна лишала свободы вовсе не условно. Среди вещдоков - метровая цепь, на которой старушка доживала последние свои дни. Вскоре после освобождения от оков она умерла, но не под прощальные слезы раскаявшихся родных, а в доме престарелых, куда ее пристроили работники службы социальной защиты.

Семья Сараевых обосновалась в деревне Оськино Инзенского района после долгих странствий в чужих краях. Георгий Константивнович, уроженец Оськино, возвратился в родное село вместе с женой и тещей - старой больной женщиной. У них появились добротный по здешним меркам дом, приусадебный участок, скотина и, конечно же, банька - непременный атрибут деревенского быта. К тому времени супруги уже были на пенсии, и это значительно облегчило их жизнь. Ведь в Оськино, как и в любом селе, не так просто найти работу. Многие деревенские мужики и бабы ездят за трудовой копейкой в Инзу - на фабрику нетканых материалов. А у Сараевых при их крестьянском усердии, житейской хватке и гарантированной пенсии - все свое!

Вот только старуха омрачала их жизнь, вносила в ее размеренное течение ненужное беспокойство, отягощала неприятными хлопотами по уходу за беспомощным человеком. Как утверждала на суде Нина Иосифовна, ее престарелая мать была психически неуравновешенной, часто теряла память, по ночам бродила по дому, что-то кричала нечленораздельное... Соседи же на суде свидетельствовали о другом: бабушка как бабушка, и в соответствии с ее возрастом она, конечно, нуждалась в ежечасном догляде и постоянном уходе. Хлопотно? Ну так старый да малый всегда требуют внимания.

Металлическая цепь решила все проблемы Сараевых. Они поселили старуху в баню и посадили на железную привязь...

- Этот случай, к сожалению, не единственный, - говорит прокурор Инзенского района Александр Батанов. - На мой взгляд, история с бабушкой отражает наши падшие нравы, нашу нынешнюю духовную нищету. Не мое дело объяснять, почему и как, но это произошло. И это подтверждают другие примеры. В деревне Репьевка нашего же района была аналогичная история. Если хотите подробности - пожалуйста.

Подробности, в общем-то, банальные. Михаил Пензяков, уставший донельзя от беспробудного пьянства своей супруги, решил воспитать ее по-своему: приковывал цепью к кровати, чтобы она не шныряла по деревне в поисках спиртного и не пропивала последние семейные деньги. Метод, прямо скажем, изуверский. Не в том смысле, что муж не давал жене опохмелиться в период ее вселенского запоя, а в том, что для этого использовал собачью цепь и держал женщину на привязи сутками до тех пор, пока не проходила похмельная ломка. Заметим, если история с бабушкой вызвала у односельчан негодование и осуждение, то "цепной метод" Михаила Пензякова многим в Репьевке, и не только в Репьевке, очень и очень понравился: правильно мужик делал! Всех их - на цепь! Да еще плетками, плетками!

Выходит, что в нашем понимании проблемы житейские (как в случае с престарелой матерью) и проблемы социальные могут решаться только через силу? Через плетку, через цепь? Через принуждение? Незавидная же доля.

Социология Ульяновск Средняя Волга