17.01.2004 02:00
Общество

Как я не стала ведьмой

Текст:  Оксана Касаткина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3383)
Читать на сайте RG.RU

Принято считать, что именно в это время нечистая сила беспрепятственно гуляет по земле, не боясь ни креста, ни чеснока, ни ладана. Наши хитроумные предки старались использовать эту бесовскую вакханалию с максимальной для себя выгодой. Несмотря на все предостережения и запреты церкви, народ при помощи святочной ворожбы пытался поправить свое материальное положение, приструнить отбившуюся было от рук вторую половину, наколдовать себе здоровья и узнать, какие важные житейские события принесет грядущий год. Именно ворожбой и различными магическими обрядами Страшные Святки выделялись из привычного течения жизни. Корреспондент "РГ" в свою очередь тоже решила разбавить рутину нескончаемых новогодних застолий и для разнообразия погадать, а заодно и изучить возможности так называемого бытового колдовства в условиях современного города.

Для начала надо было обзавестись хоть каким-нибудь пособием по ворожбе и колдовству. Нужную книгу в богатой золоченой обложке я нашла на ближайшем книжном развале возле метро. Практическое пособие по магии лежало в стороне от карманных детективов и любовных романов. Этому "волшебному" талмуду уделялось почетное место рядом со словарем Ожегова, "Майн Камф" и "Камасутрой". Учитывая, что эта книга хранила в себе вековую мудрость сожженных на кострах ведьм и забитых камнями колдуний, стоила она "недорого" - всего несколько минимальных зарплат среднестатистического россиянина.

Прежде чем приступить к святочной ворожбе, составители магического пособия предлагали мне - потенциальной ведьме - испробовать свои врожденные колдовские качества на весьма безобидных вещах. Например, потренироваться на молоке. Для этого сей питательный продукт нужно было разлить по трем стаканам и "приказать" ему прокиснуть. Но не просто превратиться в простоквашу, а одному стакану велеть прокиснуть, другому - прогоркнуть, а третьему - остаться как есть. После этого можно было приступать к вещам более серьезным, например к гаданиям.

Собственно говоря, гадания и были моей основной целью приобщения к миру магии. В книге было приведено более десятка всевозможных способов заглянуть в будущее, в принципе не сложных и не требующих специальной колдовской подготовки. Первый из них - разбрасывание сапог - я отмела сразу. Во-первых, неинтересно. Способ, описанный еще в классической литературе, давно набил оскомину, не вызывал азарта, да и новые сапоги было жалко. А вот второй метод познания будущего был более интересен и для меня совершенно нов. Чтобы узнать, какими событиями будет наполнен предстоящий год, требовался минимум атрибутики: всего лишь какая-нибудь еда, посуда, ну и, разумеется, наличие Святок на календаре. Для начала мне предлагалось поужинать в полном одиночестве и без света. Затем вымыть свой столовый прибор, не прибегая к помощи моющих средств, и, прихватив с собой вышеуказанную утварь, выйти во двор. На улице мне следовало громко постучать ложкой о тарелку и внимательно прислушаться к ответным звукам. Предполагалось, что в ответ на звон откликнутся собаки, кои в данном гадании и являются основными предсказателями будущего. Я же должна была навострить уши и внимательно индентифицировать собачью брехню. Если собаки забрешут хрипло и часто - год выдастся удачным и денежным, если тоненько поскулят - не миновать потери близких, если залает лишь одна собака - быть мне весь год одинокой, если перебужу всю собачью околицу - все 366 дней буду на людях. А если никто не отзовется - скоропостижно скончаюсь именно в этом году. Все было бы ничего, если бы не одно обстоятельство: я живо себе представила, как выхожу в свой многолюдный, не затихающий даже по ночам двор и начинаю что есть мочи колотить по посуде. Самая безобидная реакция, которая последует от моих соседей, - это вызов "Психиатрической неотложки".

Третий способ гадания был, как говаривали наши предки, проще пареной репы. Нужно было загадать про себя желание и снова-таки выйти во двор. Постоянно держа в голове вопрос "сбудется - не сбудется", надо подойти к соседским окнам и послушать, о чем там говорят. Если разговор будет тихим и незлым - желание сбудется, если соседи в этот момент будут ругаться, то нужно забыть о своей мечте как минимум на год. И вновь проблема технического характера: у моих соседей с первого этажа в окнах стоят не пропускающие звук стеклопакеты. И теперь, даже если они надумают в своей квартире резать свинью, этого никто не услышит.

Не легче обстояли дела и с остальными гаданиями: то мне нужно было рано поутру снять с насеста курицу. (Что-то я не знаю поблизости ни одного насеста.) То вырвать из правого бока мерина клок шерсти. Как будто стада этих гордых животных регулярно пасутся у меня во дворе.

И вдруг я нашла то, что как раз не требовало богатого колдовского арсенала и шло почти что в ногу со временем: гадание на сене. Нужно было всего лишь подпалить клок сена и на тени от этого импровизированного костра разглядеть лик своего будущего. С сеном как раз-таки все и сложилось: я распотрошила свой старый гербарий, и у меня набрался довольно большой пучок сухих цветов и травинок. Правда, это гадание сразу же мне напомнило детскую игру, когда мы, высоко задрав головы к небу, пытались усмотреть в проплывающих облаках различные фигурки. Наши головы тогда кружились, а детское воображение рисовало удивительные картинки: мимо якобы проплывали то экзотический двугорбый верблюд, то крокодил, то сказочные персонажи. Сегодня же на моей стене отражалось примерно то же самое: струйка дыма сначала не похожа была ни на что. Потом стала напоминать паровозик с вагончиками. Для себя я решила, что в этом году меня ждут командировки и путешествия. Затем этот символ как-то незаметно трансформировался в нечто похожее на дом. Потом у "дома" в прямом смысле снесло крышу, а сам он вытянулся в трубу. Относительно этого символа в книге по ворожбе ничего сказано не было. Но, насколько я знаю, у Фрейда на этот счет было свое четкое определение. Странно, но я почему-то ожидала, что мой небольшой клочок сена вспыхнет и моментально перегорит, я даже боялась, что не успею распознать символы. Но то ли дело действительно в Святках, то ли еще что, но наблюдать за тлеющими травинками мне пришлось довольно долго. А тени от дыма становились все причудливее. И чем тоньше он струился, тем отчетливее возникали фигуры. Спешу дать совет всем, кто надумает в оставшиеся святочные вечера погадать таким способом: обязательно приготовьте ручку и бумагу, чтобы успевать записывать, какие были фигуры. Иначе, пока будете искать толкование каждой из них в книге, пропустите или забудете остальные. В общей сложности я насмотрела для себя около 20 таинственных знаков, из которых больше чем половину мне видеть бы не хотелось. Но, что самое интересное, гадание затягивало в прямом смысле. Когда мое домашнее сено вконец перегорело, я решила продолжить. На этот раз в ход пошла сушеная лаванда из мешочка от моли. Здесь уже дым клубился, как на пожаре, выдавая на-гора тени еще более затейливые и причудливые. Мое вконец разыгравшееся воображение усмотрело в них даже коллег по работе и кое-кого из политических деятелей.

От простейших методов гадания я решила перейти к более серьезным, не сказать рискованным вещам. Книга предлагала мне в одну из святочных ночей с черным петухом в руках выйти на перекресток и продать свою птицу первому встречному. Деньги, полученные в результате сделки, окажутся неразменными и принесут мне невиданную финансовую удачу на всю оставшуюся жизнь. И вновь у меня возникла проблема с атрибутикой - последнего черного петуха я видела в прошлом году на выставке сельхоздостижений. Да и печальный опыт Сашеньки Привалова из "Понедельник начинается в субботу", который подобным образом заполучил свой неразменный пятачок, меня останавливал. И все же не все оказалось так плохо. В книге я нашла одну таинственную заморочку, которая позволяла обходиться без черных петухов, сушеных лягушачьих лап и свежевынутых совиных сердец. Правда, это гадание предполагало наличие бани. В эту баню мне нужно было войти обязательно в полночь и обязательно в чем мать родила. Затаится там и ждать. Дальше из текста следовало, что к тому самому месту, которое так любил рисовать Сальвадор Дали, должна прикоснуться чья-то рука. Если она окажется мохнатой-волосатой, то это к деньгам, если нет, то к беспросветной бедности. Там же, в одинокой полночной бане, нужно было зажечь перед зеркалом свечу, наговорить кучу тарабарщины и сновать ждать, когда в зеркале явится лик моего "суженого-ряженого". Бани у меня не было, но зато была ванная, а в ней было зеркало. Проделав весь ритуал в точности по книге, признаюсь, едва не умерев от страха, я довольно долго ждала, когда же наконец таинственная рука предскажет мне будущее моего же собственного кошелька. Но почему-то к моей "мадам Сижу" никто никакого интереса так и не проявил. Стало обидно и жалко потраченного времени. Кстати, я долго вглядывалась и в зеркало, но оно не сказало мне ничего, кроме того, что у меня отрасли корни волос. Впрочем, мое последнее гадание меня даже порадовало: раз не явилась ко мне "лысая" рука, значит, денег меньше, чем есть, не будет. Да и с "суженым" тоже вроде все понятно: вот он, мой "ряженый", храпит в спальне, как "Боинг" на взлете, и еще одно такое "несметное сокровище" я просто не потяну.

А что же касается молока, которое я заговорила еще с утра, так оно, как гласила надпись на пакете, оказалось пролонгированного действия и имело способность не прокисать "3 месяца с момента упаковки".

мнение эксперта

Берегите голову, господа!

Всем всегда хочется немножко заглянуть в будущее. А идеальным
временем для этого на Руси издревле считались Святки - двухнедельный
период зимних праздников начиная с Рождества Христова и до Крещения.

- Попытка заглянуть в будущее через "заднее крыльцо", то есть при помощи ворожбы и гаданий, - предприятие не только сомнительное, но весьма опасное, - предостерегает диакон Михаил Першин, сотрудник отдела по делам молодежи РПЦ. - Основной контингент психиатрических клиник делится на три категории, - рассказал служитель церкви, - это те, кто видел НЛО, кто попал под влияние псевдорелигиозных сект, и те, кто стал жертвой оккультизма, - тех самых "невинных" гаданий, которые особенно популярны в Святки. Человек, каким бы убежденным атеистом он себя ни считал, все равно трепетно относится к своей жизни, к судьбе своих близких. Иначе и гадать бы не стал и в будущее заглядывать не пытался. Хорошо, если ритуал не удался и блюдце не завертелось и в зеркале никто не показался. А если все-таки получится, да еще вдруг начнет сбываться, тогда - все: прощай здоровая голова и трезвое мышление! За первым таким "удачным" сеансом неизбежно последует второй, затем третий, и вот уже перед нами заложник "черных кошек", "пустых ведер" и восковых фигурок. Практически готовый материал для оккультных магов и "дозревающий" клиент психиатрической больницы. Гадающий человек утрачивает чувство реальности и чувство радости жизни. Это при том, что все начинается с эйфории: "Я знаю будущее". Потом человек начинает чувствовать себя марионеткой. А потом приходит к отчаянию. Это классический случай того, как дьявол губит человека. Поэтому, прежде чем зажечь свечу в полночной бане перед зеркалом, твердо дайте себе отчет в том, что через несколько мгновений вы начнете заигрывать с другой стороной духовного мира - с темными силами. И уже не важно, верите вы в них или нет. Параллельный мир существует вне зависимости от того, признаем мы его существование или не признаем, замечаем ли его проявления каким-то образом или не замечаем. А так называемые "гости" из него, если уж вы их один раз вызвали, могут и не уйти по доброй воле. Это вам подтвердит любой священник, потому что почти в каждом приходе имеется свой такой "шутник", да и не один, на собственной шкуре испытавший, чем оборачивается игра с потусторонними силами.

Религия