- Юрий Витальевич! Новое правительство столицы собирается в этом году ликвидировать дефицит городского бюджета?
- А зачем? Представьте себе, что власти заявят москвичам: мы не подняли вам пенсии и зарплаты, зато сэкономили 30 миллиардов рублей. То-то радости будет, да? Мы рассматриваем дефицит как источник мобилизации ресурсов города. Строить в долг, когда удается привлечь деньги, скажем, под 9 процентов годовых, зная, что завтра это здание будет стоить дороже на 12 процентов, даже выгодно. При нынешней инфляции это своего рода экономия. Нормальный механизм, нормальная цивилизованная практика, если долгом управлять профессионально и взвешенно. Но используем его мы, я еще раз подчеркиваю, лишь в целях развития.
Средств же на насущные нужды Москва зарабатывает вполне достаточно. По крайней мере для того, чтобы, как и обещано, поднять минимальную зарплату к маю с 1800 до 2000, а к октябрю - до 2500 рублей. Вновь дважды проиндексировать городские доплаты к пенсиям, а у нас 2 миллиона пенсионеров, и некоторые получают столичные надбавки в размере до 2 тысяч рублей. Снова построить 4,5 миллиона квадратных метров жилья, и так далее. Словом, как и в 2003 году, выполнить все без исключения городские целевые программы.
- Но ведь это потребует немалых вложений?
- Да, цена одной комплексной программы мер социальной защиты составляет 128 миллиардов рублей, что на 17,7 процента выше прошлогодней. Такие деньги город сможет получить, наладив работу городской экономики в новых налоговых условиях. В чем их отличие от вчерашних? Наши налоги стабильны, но прирост налоговых доходов соответствует лишь уровню инфляции. Значит, нужно более эффективно работать с реальным сектором экономики, стимулируя его развитие и рост, а также с собственностью города. Например, если в прошлом году доходы земельно-имущественного комплекса выросли в полтора раза, то в ближайшие годы их нужно поднять как минимум вдвое.
- Следовательно, предпринимателям нужно готовиться к подъему арендной платы на нежилые помещения?
-Нет. Резких скачков не будет. Два года назад у нас уже был опыт, когда необдуманное решение, принятое на этот счет, вызвало справедливый всплеск возмущения в городе. Сейчас мы будем последовательно переходить к рыночной оценке арендной платы. С помощью создания единой информационной базы ликвидируем существующие недоимки за пользование городским имуществом и положим конец практике, когда некоторые структуры живут за счет того, что получают у города помещения в аренду по льготной цене, а потом сдают их в субаренду по рыночной.
- А с землей что будет? Бывший глава имущественно-земельного комплекса Олег Толкачев объявил в конце прошлого года, что столица, наконец, начинает ее распродажу. Но как на днях сообщила "РГ", Конституционный суд не удовлетворил иска правительства Москвы, пытавшегося оспорить слишком низкую цену, установленную Земельным кодексом РФ.
- Будем искать другие пути, как повлиять на законодательную базу и как защитить интересы Москвы.
- Один из конкурентов Юрия Лужкова на выборах мэра банкир Александр Лебедев обещал удвоить столичный бюджет всего за год. Не поинтересовались у него рецептом?
- Добиться этого можно, лишь распродав имущество столицы по бросовым ценам. Даже если вырученные деньги пустить на благородные цели - те же прибавки к пенсиям и зарплатам учителей и врачей, возникает вопрос: а что город будет делать через год? Ведь для того чтобы довести доходы пенсионеров и бюджетников хотя бы до прожиточного минимума, их нужно поднимать постоянно - сейчас они едва перевалили за его половину. Но господина Лебедева, видимо, этот вопрос не волнует. Он заявил: если я не справлюсь с поставленной задачей, то через год уйду в отставку. То есть главная цель - распродать, а там будь что будет. Мы же создали и совершенствуем систему постоянного зарабатывания. Да, доходы при этом растут не так быстро, как хотелось бы. Но они дают возможность шаг за шагом приблизиться к цели. Как альпинист, выбирающийся из расщелины, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, он шагает с уступа на уступ. Глядишь, и выбрался наверх.
- В столице происходит очередной жесточайший передел собственности, в ходе которого гибнет и исчезает до 300 предприятий в год. При таких темпах, по прогнозам экспертов, московская промышленность за два-три года может вообще сойти на нет. Что думают по этому поводу городские власти? Смирились с мыслью, что Москва, как и многие европейские города, превратится в чисто офисно-банковский, культурный и туристический центр?
- Нет, не смирились. Эффективно работающая промышленность продолжает оставаться главным кормильцем и для города, и для сотен тысяч москвичей. С 1998 по 2002 год объем ее производства в городе поднялся на 65 процентов, а объем регионального продукта - на 40 процентов. Но фирм, специализирующихся на скупке так называемых долгов предприятий, чтобы обанкротить их и заполучить здания и землю, развелось и в самом деле немало. К сожалению, впрямую противодействовать им правительство Москвы часто не может. Поэтому мы ищем механизм, который поможет защитить предприятия от так называемого недружественного поглощения, а их работников - от безработицы. Примеры, когда лакомый кусок оказывается скупщикам не по зубам, уже есть. Например, продолжает работать тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева, прошлой зимой приговоренная новыми хозяевами к закрытию.
В то же время в соответствии с Генпланом развития Москвы до 2020 года (надеюсь, в ближайшее время он будет наконец согласован с Правительством РФ) целый ряд предприятий должен быть выведен с прежнего места, а их территории - превратиться из промышленной зоны, например, в жилую или зеленую. Согласитесь сами, разве это дело, когда рядом с Красной площадью, скажем, находится вредное производство? Но перебазирование должно производиться на взаимовыгодной основе без ущемления прав трудового коллектива. Напротив, оно должно помочь предприятию перевооружиться и выйти на новый уровень производства.
- Есть уже примеры таких удачных переездов?
- Да. Готов освободить территорию на стрелке у Лужников "Гелиймаш". В этом красивейшем месте на берегу Москвы-реки город планирует разместить спортивные и досуговые сооружения. Придет второе дыхание после новоселья и к заводу.
- А что с "Москвичом", переживающим процедуру банкротства?
- Банкротство для АЗЛК - способ санации. Я уверен, что в результате завод все-таки будет производить современный автомобиль, в котором нуждается вся Россия. Пусть не отечественный, но все равно под нашей маркой.
- По крайней мере казино на этой территории не появится?
- Нет. Игорный бизнес - не отрасль народного хозяйства, которая требует развития.
- И тем не менее рулеток и игорных столов на улицах столицы не убывает, чем не раз возмущался мэр. Прямо Лас-Вегас какой-то!
- Увы! У города нет полномочий повлиять на это. В стране уже были перегибы, когда водку и сигареты отдавали на откуп Фонду спорта. Но урок, похоже, не пошел впрок. Теперь Госкомспорту отдали игорный бизнес.
- Как вы объясните тот очевидный интерес, который криминальные структуры проявляют к членам московского правительства? Покушения на Иосифа Орджоникидзе и Любовь Кезину, ряд зам. префектов административных округов... Или взять самый последний случай, когда посреди белого дня на правительственной трассе у министра промышленности Евгения Пантелеева отняли его "Мерседес-гелендваген", а самого его увезли и выбросили далеко за городом.
- Покушения на представителей власти, как правило, - реакция тех, чьи противоправные действия они пресекают. Правда, последний случай, я думаю, все-таки чистая случайность, когда криминалу все равно, кто сидит в облюбованном автомобиле.
- И все-таки заботит ли вас мысль о том, как предупредить возможность сращивания власти с криминалом в подведомственных вам структурах? Ведь у вас такое лакомое для этого поле - городские подряды на строительство, горзаказ...
- Чтобы этого не случилось, есть контрольная система, которая отслеживает ситуацию. Но главное, я убежден, нужно бороться не с результатом, а с первопричиной. На этот счет мне очень нравится одна производственная шутка. Спрашивается, как разделить шайбы разного диаметра? Можно для этого рассчитать математическую модель. А можно их не смешивать изначально и тогда не придется делить. Так вот я сторонник того, чтобы шайбы не смешивать. Это вполне возможно, если конкурсы и на строительство, и на закупку оборудования, материалов, техники станут прозрачными. Вот почему вместо множества комиссий сейчас ими будет заниматься один комитет по проведению конкурсов и тендеров, который также вошел в состав нашего комплекса экономической политики и развития города. Так что все заключенные контракты будут на виду.
- Что контракты! Справку без купюры в паспорте иногда не получишь.
- Противоядие найдено и против этого. С 1 января во всех городских структурах вводится система "одного окна". По этому принципу мы уже покончили с головной болью, которую три года назад испытывали инвесторы при разработке исходно-разрешительной документации. Ее пакет обходился им порой дороже самого проекта - в каждой инстанции драли за подпись. А теперь эти расходы оплачивает бюджет. Инвестор же, получая пакет, официально, через кассу вносит деньги, потраченные на его подготовку. Таким образом, для взяток не осталось места. Надеюсь, что программа "Электронная Москва", которая объединяет сейчас все информационные базы в городе, и начинающие действовать социальные карты москвича избавят от вымогательства чиновников и лишней мороки население столицы.
- Вы хотите сказать, что, например, можно уже смело идти в Москомрегистрацию без страха провести там день в десятках очередей?
- И не только туда. В каждой городской службе должны быть оборудованы специальные залы. Замечу: они должны быть оборудованы в том числе и системой видеонаблюдения, чтобы не было соблазна что-то положить инспектору в "окошечко".
- А с налогом на автомобили что изменилось?
- Раньше его уплату проверяли в ГИБДД, а теперь его контролирует налоговая инспекция города. Новых хлопот москвичам это новшество не доставило, повторно регистрировать автомобиль никто не потребовал. Произошло это благодаря все той же "Электронной Москве", с помощью которой базу данных переформатировали и передали из рук одной службы в руки другой. Владельцы машин уже начали получать "счастливые письма", в которых им напоминают о необходимости заплатить налог. Мы очень ждем его, так как сейчас он идет в дорфонд на строительство городских дорог.
- Кстати, как с ним дела? Будет на что строить дороги?
- Прошлый год мы начинали с дефицитом в 40 процентов, а в итоге получили даже 11 миллиардов дополнительно. Поэтому оплатили все работы по строительству Лефортовского тоннеля и других объектов, что позволило замкнуть Третье транспортное кольцо. Сейчас землепроходческий щит переброшен на строительство Краснопресненского проспекта, на Третьем транспортном кольце начинается строительство последних развязок. В общем, планы города в дорожном строительстве на 2004 год мы оценили в 32 миллиарда рублей.
- По-прежнему очень больной вопрос в столице с парковками для автотранспорта. Скажите честно, хоть что-то город получает в свою казну от них или все уходит мимо "кассы", в карман молодчиков, отхватывающих себе кусок асфальта там, где им вздумается? Было бы не обидно платить, зная, что деньги идут на развитие дорог столицы.
- Бюджет получает от автостоянок миллионов 50-100 в год. Цифра незначительная. Причин несколько. Во-первых, несовершенство федерального закона, из-за которого невозможно потребовать заплатить за автостоянку в обязательном порядке. Думаю, что в текущем году этот вопрос все-таки будет отрегулирован. Во-вторых, нехватка самих цивилизованных стоянок и паркингов - и в центре города, и за границей Третьего транспортного кольца, чтобы желающие могли там оставить автомобиль. Скоро мы войдем с предложением в правительство города по обеспечению финансами строительства сети таких парковок.
- Перед прошлыми выборами Юрия Лужкова критиковали за то, что в теневом бизнесе на городских рынках, по оценкам экспертов, крутилось больше 5 миллиардов рублей. Удалось вытащить на свет эти деньги?
- Мы все стали чуть-чуть богаче, и на месте стихийных рынков предприниматели построили крупные торговые центры. Как положено, с кассовыми аппаратами и стабильными ценами. Доходы оказались под контролем органов налогообложения. В результате лишь за прошлый год прирост общего товарооборота увеличился на 4 процента. Но мы же не стали больше есть и пить. Значит, в этих процентах сидит в том числе легализованный товарооборот на 40 миллиардов рублей.
- Как вы думаете, снизятся цены на товары после отмены 5-процентного налога с продаж?
- Доживем до конца января и увидим, как выполнят владельцы торговых сетей свое обещание, данное в мае, когда решалась судьба налога. Сейчас мне известна лишь немецкая фирма "Метро кэш энд Керри", автоматически снизившая цены на весь ассортимент продукции, которая реализуется через ее магазины. Остальные пытаются отделаться сезонными скидками на товары, сетуют на рост цен поставщиков, рост курса евро. Лично я до сих пор считаю, что налог с продаж был полезным. Он никого не ущемлял, потому что налогообложению подлежали лишь дорогостоящие товары, предметы роскоши. Отмена же его обошлась Москве в 22 миллиарда рублей, которые город использовал на те же добавки к пенсиям.
- Еще один вопрос о ценах. Чем вы можете объяснить такой жилищный бум в Москве? Темпы удорожания квартир поражают всю осень и зиму.
- Думаю, что работает рынок. Дело в том, что себестоимость выросла лишь на 12 процентов, а продажная цена на среднее жилье - более чем на 35 процентов.
- А какой прирост вы прогнозируете в 2004 году?
- Мы будем искать механизмы снижения цен процентов до 15 путем вовлечения в этот рынок сбережений самих москвичей.
- Среднему москвичу, которому не светит бесплатная квартира как очереднику, при подобных темпах роста никогда себе не купить нового жилья.
- У нас уже действует система ипотечного кредитования, но воспользоваться ею из-за дороговизны банковского кредита могут пока немногие горожане. Мы надеемся, что Госдума РФ четвертого созыва отнесется к вопросу об ипотеке как одному их первоочередных. Для ее становления необходимо принять целый ряд федеральных законов. Считаю, что ипотека в грядущее четырехлетие вполне может стать не просто доступной для большинства россиян, но и оказаться одним из локомотивов для всей экономики страны.
- В качестве "длинных денег" на кредиты Лужков предлагал использовать деньги Пенсионного фонда.
- Это абсолютно верное предложение, к тому же вписывающееся в рамки российских законов.
- Юрий Витальевич! Вам сегодня исполняется 50 лет. Что больше всего вам хотелось бы получить в подарок?
- Этот подарок я могу сделать только сам себе - оправдать доверие, оказанное мне в канун юбилея, справиться с возложенными обязанностями первого заместителя мэра, отвечающего за развитие экономики столицы.
- А правда, что вас неоднократно приглашали на работу в Правительство РФ?
- Правда. Один раз даже министром финансов.
- Ну и?
- Отказался. Я привык трудиться в команде. К тому же, чтобы добиться результата, нужна системная работа. А идти на временную, ради портфеля? Нет, это не по мне.