20.01.2004 14:33
Власть

Правительство назвало приоритеты

Они найдут свое отражение в 77 законопроектах, которые будут внесены в Думу в 2004 году
Текст:  Татьяна Афанасьева
Российская Бизнес-газета - : №0 (443)
Читать на сайте RG.RU

Как подчеркнул премьер в своем выступлении, основные усилия работы как Правительства, так и Госдумы должны в первую очередь быть направлены не столько на количество принимаемых законов, сколько на их качество. Причем при работе над законопроектами надо учитывать все мнения, независимо от их авторства. На деле это означает, что законодателям придется отказаться от практики принятия законов в авральном порядке, как это делалось предыдущим составом. При этом, считает премьер, необходимо и кабинету министров повысить качество вносимых законопроектов в Думу.

Итак, в планах Правительства на 2004 год стоит разработка 77 законопроектов. Среди приоритетных премьер назвал социальную реформу.

Социальная сфера

В этой связи Правительство должно подготовить и внести изменения в статьи 31 и 41 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". В законопроекте должны быть уточнены сроки и порядок информирования Пенсионным фондом застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуального лицевого счета и результатах инвестирования пенсионных накоплений.

Также необходимо подготовить законодательную базу, которая поможет обеспечить право граждан на получение медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования. В этой связи поручено подготовить законопроект "Об обязательном медицинском страховании". Он предусматривает получение медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, а также оптимизацию формы и процедуры регулирования деятельности страховщиков.

Акцент ставится и на таком важном для всех будущих пенсионеров вопросе, как порядок финансирования выплат трудовой пенсии. Здесь необходимо разработать механизмы урегулирования вопросов, связанных с финансированием накопительной части трудовых пенсий, определением ожидаемого периода выплаты ее накопительной части, а также особенностей реализации права на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) и инвестирования пенсионных накоплений граждан предпенсионного и пенсионного возраста, что должно быть отражено в соответствующем законопроекте.

Большое значение придается и вопросу отраслевой системы оплаты труда. В этом вопросе необходимо предусмотреть дифференциацию размеров оплаты труда, основанную на формировании тарифных систем по отраслевому принципу организации оплаты труда. Изменения коснутся и потребительской корзины в целом по стране. Законопроект, который должны подготовить соответствующие ведомства, предусматривает уточнение отдельных позиций минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и объема услуг потребительской корзины.

Отдельным законом будут внесены изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Законопроект уточнит порядок привлечения и использования иностранных работников в России. Также предполагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации". Законопроект предусматривает разграничение полномочий и функций в области регулирования рынка труда между органами исполнительной власти всех уровней и работодателей, а также уточнение источников финансирования мероприятия по содействию занятости населения.

Малый бизнес

Еще одним из приоритетных направлений является развитие программ малого бизнеса. Нельзя не отметить, что хотя бизнес и называется малым, однако количество малых предприятий довольно-таки велико, и эти программы затронут подавляющее большинство предпринимателей. Правительство настаивает на упрощении системы объектов налогообложения для малого бизнеса. Резон в этом вопросе есть. Нельзя не забывать о том факте, что вследствие малого количества сотрудников на малое предприятие невозможно вести бухгалтерский и налоговый учет применительно к их "крупным коллегам", и понятно, что для малого бизнеса вопрос упрощенной схемы является актуальным. При таком подходе "малым предпринимателям" не надо будет держать штат бухгалтеров либо нанимать соответствующие фирмы, готовые "помочь" им в этом вопросе. Законопроект, а вернее, поправки в главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса, Правительство должно внести в Госдуму к октябрю 2004 года с тем, чтобы изменения для малого бизнеса заработали уже в новом, 2005 году.

Личные деньги

Безусловно, важным для подавляющего большинства россиян является и вопрос сохранности их накоплений. Как отметил премьер, сбережения населения выросли с 3,2 процента от ВВП в 2000 году до 5,8 процента от ВВП в 2003 году. Правительство намерено внести соответствующие поправки в Закон "О банках и банковской деятельности", согласно которым кредитным организациям необходимо предусмотреть увеличение уровня капитализации с целью повышения их финансовой устойчивости. По словам М. Касьянова, предпосылки к этому есть, так как год от года укрепляется инвестиционный ресурс в банковском секторе. В частности, считает премьер, снижение ставки рефинансирования и укрепление российского рубля к доллару свидетельствует о движении России к дедолларизации экономики.

К вопросу о собственности

Важное место в плане законодательной деятельности Правительства займет проблема устранения инфраструктурных и институциональных ограничений развития. В частности, будут внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс и в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", благодаря которым будет уточнен порядок принятия уполномоченным органом решения о сроках погашения задолженности по налогам, сборам и пеням в ходе финансового оздоровления и при заключении мирового соглашения.

Планируется изменить статью 446 Гражданского процессуального кодекса РФ с тем, чтобы включить в состав имущества, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, жилое помещение (его часть), если оно является предметом ипотеки.

Предполагается разобраться с земельным обращением. В частности, уточнить условия и порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения. Законопроект предусматривает установление на федеральном уровне базовых ставок выкупных цен на земельные участки с возможностью их корректировки субъектами РФ путем применения поправочных коэффициентов, рассрочки платежей при выкупе земельных участков, долгосрочного договора аренды земельного участка (до 49 лет). Также будет скорректирован и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Реформа управления

Будет продолжена реформа системы государственного и местного управления. Намечено подготовить новые редакции Лесного и Водного кодексов. Изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" обеспечат сокращение лицензирования, упорядочат и упростят его процедуру, усилят защиту прав лицензиатов, расширят полномочия исполнительной власти субъектов РФ по лицензированию отдельных видов деятельности.

Планируется принять закон, обеспечивающий доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, законодательно определить статус наукограда. Установить принципы разграничения полномочий в сфере создания особо охраняемых природных территорий. Будет принята новая редакция закона о недрах, которая предусматривает создание условий для воспроизводства минерально-сырьевой базы, комплексного использования полезных ископаемых, обеспечение их охраны, а также повышения эффективности добывающих отраслей.

Развитие конкуренции

Целый ряд законов будет направлен на повышение открытости и реализации конкурентного потенциала экономики. Отдельным законом будут оговорены правовые основы для функционирования технико-внедренческих и производственных зон, а также определения механизма осуществления контроля за их функционированием.

Изменения, которые планируется внести в кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривают увеличение размера штрафов и увеличение круга лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушение законодательства "О рынке ценных бумаг".

P.S. Что касается развития России в целом, подчеркнул М. Касьянов, в период с 2000-го по 2003 год наша страна обогнала развитые страны по различным показателям в два раза. Объем ВВП и промышленного производства за это время увеличился на 30 процентов, уровень производительности труда - более чем на 30 процентов, инвестиции в основной капитал - на 45 процентов. По мнению премьера, увеличение темпов социально-экономического развития страны и достижения цели по удвоению ВВП за 10 лет можно достичь за счет эффективного взаимодействия Правительства и Государственной Думы.

Госуправление Макроэкономика Правительство