- В чем суть предложений РАН?
- Главное предложение состоит в проведении, скажем, раз в три года, Всероссийского конкурса школьных учебников. Сейчас гриф "рекомендовано" и "допущено" имеют свыше 70 учебников истории. В регионах же и вовсе ходит неконтролируемое число пособий без грифа. В результате конкурса мы будем рекомендовать для каждого класса не более 2-3 учебников.
- Кто будет проводить конкурс?
- Этот вопрос обсуждается. Но в любом случае научная сторона содержания учебников должна курироваться РАН. Конечно, в Минобразования останутся методисты и практикующие учителя, которые должны давать свою оценку учебников.
- Победит учебник, который не вызовет ни у кого нареканий?
- Есть масса сюжетов в российской истории, которые рождают жаркие споры: это не только "ближняя" к нам история, но даже монголо-татарское нашествие. Ясно, что новый учебник должен способствовать созданию некоего консенсуса в обществе. Конкурс здесь может помочь.
- Если РАН будет арбитром, исключаете ли вы возможность лоббирования учебников, подготовленных в недрах академии?
- Не думаю, что это будет возможно. Академия наук - это ведь не только академические ученые, но и ведущие специалисты основных университетских центров. Работающий под эгидой РАН экспертный совет не будет ограничиваться только учеными Академии наук. Допустим, есть в структуре РАН Институт российской истории. Он создал свои учебники для 6-11-х классов. Они будут заявлены на конкурс от академии. Но ведь остальные три учебника-победителя будут других авторов.
- Должен ли школьный учебник быть свободен от идеологии?
- Во Франции и США школьный учебник истории - как раз продукт государственной идеологии. Нам сложнее, потому что у нас еще все в процессе становления. Но я считаю, что когда есть заинтересованность высшей власти в том, что преподается в школе, - это хороший знак.
РАН вовсе не предлагает ввести цензуру. Мы живем в мире, во многом завязанном на экономику. Всем понятно, что победа в "конкурсе грифов" - это очень существенный экономический выигрыш. Для издательства - это большие тиражи, а для автора - гонорары. Я думаю, что статус грифа, полученный в результате победы на конкурсе, только повысится.
- Изменятся ли функции Федерального экспертного совета?
- Он будет по-прежнему присуждать гриф. Но учебник должен будет пройти научную экспертизу, без которой он не сможет получить гриф "рекомендовано". Методическая и педагогическая экспертиза останутся в ведении Минобразования.
- К чему в итоге приведет конкурс?
- Постепенно уменьшится поток учебников, и будет расти доверие к грифу "рекомендовано". Смысл конкурса в том, чтобы восстановить доверие учеников и родителей к тем учебникам, которые во многом влияют на общественную позицию.
- Что нужно для того, чтобы провести такой конкурс и кто его профинансирует?
- Надо определить перечень тем и госстандарт. Конкурс должен быть всероссийским, федеральным, с государственным финансированием и достойной оплатой экспертов.
Сегодня оплата лицензирования идет целиком за счет издательства. А эксперты получают просто смешные деньги. Они абсолютно открыты и не защищены от нажима издательств. Известны случаи, когда издательства чуть ли не с чемоданом денег бегали, искали, какому эксперту его пристроить. Вот это требуется искоренить.
- Как будет проходить сама экспертиза учебников?
- Сейчас ее проводят методист, практикующий преподаватель и ученый. Научную составляющую должны оценивать не просто ученые, а специалисты в определенном периоде истории. Качество экспертизы тогда повысится.
- Что еще предложит РАН Президенту?
- Участие РАН в Федеральном экспертном совете как структуры наравне с Минобразованием. Ясно, что в Минобразовании уже налаженная система по лицензированию. Мы предлагаем создать комиссию на базе академии, которая будет заниматься оценкой научного содержания учебников. В РАН даже есть уже такая комиссия по связям с высшей школой. Расширив ее полномочия, можно создать структуру для оценки научного содержания учебников для школы и высшей школы. Не исключено, что в будущем такие же проблемы возникнут у математиков, физиков. В случае с негуманитарными специальностями научная экспертиза тоже очень важна.