21.01.2004 04:00
Общество

Литература и школьные аттестаты

Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3385)
Читать на сайте RG.RU

"Мы с большой тревогой вспоминаем прошлогодний эксперимент, когда за
два месяца до экзаменов обнародовали темы сочинений. Была настоящая
паника. Повторится ли это в нынешнем году? Если да, то когда станут
известны темы и сколько их будет?"

Новосибирск, Тимофеевы, Новиковы, Королевы.

- Вспомните, как было раньше. Темы сочинений якобы "секретно" поступали в школы. Процесс "размножения" секретной бумаги и утечки информации шел на всех уровнях: и в субъектах Федерации, и в райцентрах, и в школах. И в конце концов тем, кому следует, секрет становился известен задолго до экзаменов. Поэтому мы решили, что такая секретность никому не нужна. Лучше обнародовать все темы сочинений. Но если сделать это, к примеру, в сентябре, то учебный процесс по литературе и русскому языку попросту замрет: ученики начнут зубрить готовые сочинения. Выучить же пятьсот тем за полтора-два месяца невозможно: если в течение всех школьных лет ребенок ничего по литературе не делал, он с сочинением не справится. Публикуем темы мы в основном для добросовестных учеников: им хватит времени, чтобы подкорректировать свои знания.

Итак, в этом году письменный экзамен по русскому языку и литературе для выпускников 11 классов (сочинение или изложение с творческим заданием) будет проводиться в том же порядке, что и в 2002-2003 учебном году. Тем сочинений станет меньше, чем в прошлом году: их сгруппируют в 60 комплектов по пять в каждом. Так называемый "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003-2004 учебном году" будет опубликован в третьей декаде марта, а комплекты тем - во второй декаде мая. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации электронной почтой и размещены на сайте Минобразования России в Интернете.

При подготовке экзаменационных материалов мы учли замечания и предложения, высказанные в письмах органов управления образования из 52 регионов России. В этом году будет сокращено количество тем по произведениям, которые изучаются обзорно, сложные цитатные темы заменят на более простые, и в каждом комплекте школьники смогут выбрать тему сочинения, которая соответствует их уровню подготовки.

"Какая ступень образования более высокая: среднее профессиональное или неполное высшее образование? Можно ли с неполным высшим устроиться на работу, для выполнения которой требуется среднее профессиональное образование?"

И. Ионов, Москва.

- Это несравнимые вещи. Напомню, что неполное высшее образование - это учеба в вузе в течение двух лет. По Закону РФ "Об образовании", если кто-то ушел из учебного заведения, отучившись всего два года, мы теперь выдаем диплом об окончании первой ступени неполного высшего образования, а не справку, как раньше. Но на первом этапе в вузах изучают, как правило, фундаментальные дисциплины: философию, экономику, высшую математику, общую физику. Эти предметы не связаны со специализацией. А выпускник среднего специального образовательного учреждения, получивший полное профессиональное образование, имеет уже специальные навыки. Поэтому человек с неполным высшим образованием вряд ли справится с работой на должности, которую получают выпускники колледжей и техникумов.

"Что такое заочные школы, о которых сейчас много стали говорить? Они смогут полностью заменить обычные занятия или это своего рода дополнительные курсы?"

Кондрашова Ирина, Смоленск.

- Сразу внесу ясность: официальных заочных школ, дающих полное образование, в стране не существует. Некоторые школы идут навстречу детям и их родителям и предоставляют им индивидуальный график обучения или оформляют на экстернат. Как правило, в российских школах освоение учебных программ идет в очной форме. Однако Закон РФ "Об образовании" предусматривает и другие виды обучения, к примеру, в вечерней школе (это очно-заочная форма), семейное образование, самообразование. Когда говорят о заочных школах, чаще всего подразумевают учреждения дополнительного образования для углубленного изучения отдельных предметов. Самые известные: многопрофильная заочная школа МГУ, заочная школа МФТИ. Информацию о порядке приема в эти школы можно получить в вузах. Однако учреждения дополнительного образования, какими бы серьезными они ни были, не могут заменить общеобразовательные программы средней школы по всем предметам.

"В нашем городе функционирует несколько филиалов столичных вузов. Оказалось, что один из них принимает на учебу даже одиннадцатиклассников. Законна ли такая форма обучения, если у студента еще нет школьного аттестата? Или это учеба идет по принципу ПТУ, когда ребята параллельно получают одновременно и специальное, и среднее образование?"

Лыткарино, Сидорихина А.К.

- В стране появилось большое количество филиалов как государственных, так и негосударственных учебных заведений. Где бы эти вузы ни находились и на чем бы ни специализировались, все они обязаны работать по правилам, выработанным государством. Это означает, что ни один филиал не может принимать абитуриентов, которые не имеют аттестата о получении полного среднего образования. Обычно без аттестата к себе на учебу принимают вузы, которые не имеют государственной аккредитации, а лишь лицензию на право ведения образовательной деятельности. Хочу предупредить, что такие вузы мы не пропустим на госаккредитацию, а значит, они не будут иметь право выдавать государственный диплом. Боюсь, что "крайними" в данной ситуации окажутся школьники, которые наверняка и не подозревают, что нормального диплома они не получат.

"Сколько может длиться карантин? В нашей школе из-за гриппа отменили занятия. Карантин продолжается уже три недели. Дети разболтались, "отвыкли от учебы", а мы, родители, волнуемся, что программа не будет пройдена. Есть ли способ контролировать учебу школьников на дому?"

Подмосковье, Костины.

- Установление карантина не в компетенции ни директора школы, ни местных органов управления образованием. Занятия отменяет Госсанэпиднадзор. А его продолжительность определяется специальными документами Минздрава России. Школа же во время карантина должна принять меры, чтобы учебная программа, несмотря на отмену занятий, была пройдена своевременно. Это могут быть самостоятельные занятия с последующей сдачей зачетов, консультации, отдельные встречи с учителями или продление учебы во время каникул.

Образование