Чаще всего в последнее десятилетие о "вожде мирового пролетариата" вспоминали в связи с темой захоронения его тела. Она обсуждалась у нас около 10 лет. Судя по опросам ФОМа, в последние годы "доля сторонников захоронения тела Ленина вновь стала возрастать. Среди респондентов до 35 лет за это выступают 59 процентов, среди 35-50-летних - 57. И только люди старше 50 лет чаще отвечают, что они против захоронения тела Ленина".
Угас или нет интерес к этой теме, об этом наш разговор с президентом ФОМа, известным социологом Александром Ослоном.
- Александр Анатольевич, на сайте Фонда "висит" письмо председателя общественной организации сохранения Мавзолея с обвинением в "противоправности и аморализме подобного рода вопросов, задаваемых юридически безграмотной аудитории". Расскажите поподробнее.
- Есть люди, которые борются за сохранение тела Ленина и Мавзолея. Они расценили вопросы на тему о выносе тела как поползновение на их святыню, написали письмо о том, что аморально задавать такие вопросы. Мы ответили, что вопросы возникают не от нашего желания, а из того, что рождает окружающее информационное пространство. Если вопросы есть, мы их задаем.
- Тема захоронения тела Владимира Ильича еще жива, интересна?
- Скорее, нет. Об этом давно не уже не говорят. Подобного рода темы всегда окрашены идеологически. Вопрос о теле Ленина явно относится к классу идеологических. Идеологии живут, умирают, воскресают. Сейчас идеология, которая подталкивала к этой теме, находится скорее в анабиозе. Опросы по таким темам мы проводим в том случае, если они существуют как актуальные, обсуждаются. Если нет, значит, такой темы нет.
- Позвольте задать вам вопрос, который ваши социологи задавали своим респондентам: что вам приходит в голову, когда вы слышите слово "Ленин"?
- Вы знаете, мне сложно отвечать на вопросы, поскольку моя профессия их задавать.
Слово "Ленин" у меня ассоциируется с темой о выносе тела Ленина из Мавзолея, по которой мы проводили опросы, а сейчас в силу того, что она перестала быть актуальной, их не проводят. Может быть, к 22 апреля мы проведем опрос насчет отношения людей к нему. Если увидим, что тема, связанная с выносом тела, хоть как-то присутствует в масс-медиа, поинтересуемся, что сегодня думают люди. Мы в этом плане следуем за телевизором.
- Вы считаете, нужно захоронить тело или нет?
- Сейчас - нет.
- Несколько лет назад у вас было другое мнение?
- Поскольку этот вопрос имеет явно идеологическую окраску, то ответ на него, конечно же, определяется той идеологией, которая доминирует или по крайней мере активно существует в данный момент.
Сейчас идеология, в рамках которой было бы естественно вынести тело Ленина и захоронить его, ушла на второй план, она не активна. Очень немного людей смогли бы понять, зачем это делается, и отнестись к этому хотя бы нейтрально. Несколько лет назад была другая ситуация.
- А как вы относитесь к сносу памятников, не соответствующих идеологии?
- Я считаю, что в каждый момент времени нужно действовать адекватно текущему контексту. Если контекст подталкивает к революционным шагам, на митинги, на баррикады, значит, надо действовать. Точно так же, когда дует сильный ветер, то правильнее идти по направлению, а не против.
- Вы когда последний раз были в Мавзолее?
- Я не был там ни разу. Желания не было.