В конце декабря прошлого года ректор МГУ Виктор Садовничий предпринял мощный демарш против единого государственного экзамена - фактически главного проекта модернизации системы образования России по плану Министерства образования. На совещании у мэра столицы Юрия Лужкова он предложил отменить полученное в июне прошлого года "добро" на частичное участие Москвы в ЕГЭ. Мэр поддержал ректора МГУ.
К Москве прислушиваются все, а потому позиция московского правительства, безусловно, послужит сигналом и для других регионов. Сейчас ведутся активные переговоры между московским Департаментом образования и руководством федерального министерства о выходе из этого тупикового конфликта.
Напомним, что проект ЕГЭ предполагал замену выпускного школьного и вступительного вузовского единым экзаменом, результаты которого школьники могут направлять сразу в несколько высших учебных заведений. Подразумевалось, что дочка сельской учительницы из Якутии, в семье которой нет денег на дорогих репетиторов, сможет сдать ЕГЭ, не выезжая из родного села. И - получить приглашение в МГУ.
Для успеха эксперимента по ЕГЭ надо было решить две задачи: разработать контрольно-измерительные материалы этих экзаменов по всем предметам и заставить все вузы принимать результаты ЕГЭ. Теперь уже можно сказать, что ни одна, ни вторая задача так и не решены. Вузы не стали доступнее, а школьная отметка в аттестате не очень изменилась: хорошие школы учат хорошо, а плохие просто ставят хорошие отметки.
Способ реализации главного проекта модернизации российской системы образования погубил идею этого проекта. Ведомство пыталось ввести ЕГЭ, на ходу разрабатывая материалы, отрабатывая технологию и уговаривая вузы. Оно затеяло многолетнюю, мучительную, дорогостоящую волокиту с постепенным вовлечением регионов и школьников и минимальным приращением вузов. И это вместо того, чтобы потратить два-три года на лабораторную разработку материалов и ввести прием абитуриентов по результатам единого экзамена во все вузы.
В прошлом году чиновники отступили на шаг назад: министр и его заместители стали говорить, что задачи бороться с коррупцией с помощью ЕГЭ никто не ставил, а поскольку число вузов и регионов, вовлеченных в эксперимент, растет, то растет и доступность. В пример приводили Самарскую губернию, где титаническими усилиями вовлекли наиболее престижные вузы в проект, и абитуриенты могли подавать документы на престижные специальности этих вузов. Но по России ситуация иная.
Кроме того, по оценке, например генерального директора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, затраты на одного ученика, сдавашего ЕГЭ в прошлом году, составили 5 тысяч рублей. В Москве только на один экзамен по одному предмету потребуется 20 миллионов рублей. В Санкт-Петербурге один предмет "стоит" 18 миллионов рублей. В Барнауле в прошлом году на проведение эксперимента выделили около 30 миллионов рублей. Этих средств хватило бы, по оценке А. Кондакова, на удвоение заработной платы учителям. Деньги выделяются и федеральным центром, и регионами. При этом некоторые законодатели из Думы нового созыва сомневаются в легитимности этих трат. Дело в том, что Федеральной программой развития образования эксперимент по ЕГЭ не предусмотрен. Хотя основные деньги на него идут именно по этой программе.
Когда Единый экзамен должны будут финансировать сами регионы, без средств из центра, можно предположить, что уже не ректоры, а губернаторы взбунтуются. Ведь с этого года региональные бюджеты отвечают за зарплату учителям, и на это направляется основная часть их средств.
Наиболее разумно, с моей точки зрения, внести в Думу законопроект о Едином государственном экзамене. И если Дума примет подобный закон, то так тому и быть. Это будет уже законодательное решение. И средства будут определены, и источники этих средств. А пока министр Владимир Филиппов уговаривает главу московского департамента Любовь Кезину "впустить" ЕГЭ в Москву. Любовь Петровна сопротивляется.