Между тем с помощью "корзинки" определяется очень важный норматив - прожиточный минимум, который используется в качестве базового социально-экономического показателя при предоставлении населению всевозможных социальных выплат и пособий. Таким образом, налицо возникновение правового вакуума, что, теоретически, могут использовать местные чиновники, отказывая людям в получении ими положенной государственной помощи.
На законы "О потребительской корзине в целом по РФ" и "О прожиточном минимуме в РФ" "завязаны" практически все виды государственной поддержки малообеспеченных россиян: от жилищных субсидий для оплаты коммунальных услуг и до детских пособий. Счет простой: если доходы на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума (а он считается по "корзинке") - семья вправе рассчитывать на помощь государства, если выше - со своими имущественными проблемами придется справляться самостоятельно.
Сейчас пока сравнивать есть с чем: весь первый квартал года действует показатель прожиточного минимума, рассчитанный за последние три месяца 2003 года. На него и будут ориентироваться работники социальных служб. Кстати, у каждого региона эта планка своя - цены-то на все, что значится в "корзинке", везде разные. А вот в конце марта, когда придет пора пересчитывать, у статистиков неизбежно возникнут проблемы: "корзинки"-то, по закону, уже и нет!..
Почему же так получилось? Когда еще в послекризисном 1999 году принималась потребительская "корзина", изначально Правительство предполагало, что она останется неизменной в течение пяти лет - до конца 2004 года. За это время страна окрепнет, и скудную "корзинку" (эксперты частенько именуют ее "картофельно-хлебной") можно будет пересмотреть и пополнить в соответствии с выросшими возможностями. Но депутаты внесли свои коррективы, предложив пользоваться старым законом только до конца 2003 года.
Значит, нужно было позаботиться о новой "таре" загодя.
Собственно, все необходимые расчеты были сделаны - совместными усилиями Минтруда, профсоюзов, экспертов Института питания и других специалистов новая "корзинка" "потяжелела" примерно на 10 процентов - "вредная" углеводная картофельно-хлебная "диета" пополнилась дополнительным количеством мяса, уменьшили сроки износа одежды (особенно это касается быстро растущей детворы). А для стариков было решено учесть расходы на транспорт (по крайней мере в тех регионах, где практически отсутствуют бесплатные для пенсионеров муниципальные автобусы и трамваи).
- Нельзя сказать, что новая "корзина" оптимальна, - считает эксперт ФНПР Ольга Ольшанская. - Например, за ее рамками остались жилищные расходы, которые многократно возросли за последние годы. Не учли изменения ни в образовании, ни в здравоохранении, хотя расходы по этим статьям в семейном бюджете за последние годы тоже резко увеличились. Тем не менее, мне кажется, что рабочей группе удалось найти компромиссное решение, законопроект был одобрен на заседании Российской трехсторонней комиссии, и мы торопились успеть внести его в Госдуму, чтобы успеть принять параллельно с бюджетом на 2004 год.
Точно сказать, почему законопроект "затерялся", сегодня не берется никто. Одни источники пояснили корреспонденту "РГ", что параллельно в Думе, с учетом предвыборного настроения, готовились популистские "корзинки", которые предлагали увеличить прожиточный минимум в стране не на 10 процентов, а сразу в разы, чего не выдержал бы никакой бюджет. И в Правительстве от греха подальше вообще решили отложить взрывоопасную тему до "послевыборов". Другие специалисты полагают, что даже нынешняя статистика, по которой за чертой бедности оказывается каждый третий россиянин, слишком накладна для государства. А потому увеличивать прожиточный минимум, после чего в бедные попадут те, кто сегодня считается относительно благополучным, преждевременно. В общем, так или иначе, но законопроект о новой потребительской "корзине" до сих пор не обсуждался даже на заседании кабинета министров. А сколько времени потребуется, чтобы провести его, как положено, через три чтения депутатами, затем сенаторами и, наконец, скрепить президентской печатью?..
Пока ФНПР бьют в колокола и пишут письма в Белый дом премьеру Михаилу Касьянову с просьбой узаконить новую "корзину" как можно быстрее, в Думе появился еще один законопроект. Проблему правового вакуума он способен решить быстро. Потому что его автор Петр Шелищ предлагает продлить срок действия старой "корзины" еще на год.
- Тогда мы сохраним действующую сегодня систему распределения социальной помощи. Таким образом, можно выиграть время, чтобы завершить дискуссию по поводу, какими же все-таки должны быть потребительская "корзина" и ее денежный эквивалент - прожиточный минимум, - пояснил "РГ" свою позицию Петр Шелищ. - Нужно еще раз попытаться взвесить возможности государства и постараться честно ответить на вопрос, в состоянии ли мы в обязательном порядке поддерживать треть своих граждан, считающихся на сегодняшний день бедными. Или все-таки честнее будет признать, что мы не выполняем сегодня львиную долю социальных обязательств просто потому, что "размазываем" эту "манную кашу" и она достается не только тем, кто в ней действительно нуждается, но и тем, кто может выжить самостоятельно. Я анализировал результаты разных исследователей и смею утверждать, что количество действительно бедных, существующих на грани физиологического выживания, не превышает 8-10 процентов населения страны. Реально голодает примерно 1,5 процента россиян. Вот этим 10 процентам и надо обеспечить поддержку государства, но поддержку безусловную, без ссылок на то, что "да, конечно, положено, но ты ее все равно не получишь, потому что нет денег".
Рейтинг регионов.Сколько потребительских "корзин" можно купить на средний доход
г. Москва 6,14
Ямало-Ненецкий автономный округ 4,28
Тюменская область 4,08
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 3,88
Республика Коми 2,59
г. Санкт-Петербург 2,56
Самарская область 2,42
Свердловская область 2,36
Республика Татарстан 2,34
Пермская область 2,32
Республика Башкортостан 2,31
Кемеровская область 2,26
Ярославская область 2,19
Красноярский край 2,18
Республика Саха (Якутия) 2,17
Омская область 2,16
Ненецкий автономный округ 2,14
Томская область 2,11
Вологодская область 2,07
Волгоградская область 2,06
Республика Северная Осетия-Алания 2,04
Мурманская область 2,04
Липецкая область 2,02
Ростовская область 1,99
Тамбовская область 1,99
Республика Карелия 1,98
Московская область 1,96
Астраханская область 1,96
Хабаровский край 1,96
Белгородская область 1,92
Магаданская область 1,92
Архангельская область 1,91
Нижегородская область 1,90
Челябинская область 1,89
Сахалинская область 1,85
Тульская область 1,84
Краснодарский край 1,83
Орловская область 1,83
Смоленская область 1,80
Камчатская область 1,80
Таймырский автономный округ 1,78
Иркутская область 1,77
Воронежская область 1,77
Псковская область 1,76
Новгородская область 1,76
Чукотский автономный округ 1,75
Кабардино-Балкарская Республика 1,72
Республика Хакасия 1,70
Саратовская область 1,69
Рязанская область 1,67
Республика Бурятия 1,67
Курская область 1,67
Брянская область 1,67
Оренбургская область 1,64
Эвенкийский автономный округ 1,63
Ставропольский край 1,59
Республика Адыгея 1,55
Алтайский край 1,53
Ульяновская область 1,53
Новосибирская область 1,53
Костромская область 1,52
Кировская область 1,51
Чувашская Республика - Чувашия 1,51
Карачаево-Черкесская Республика 1,50
Калужская область 1,49
Еврейская автономная область 1,48
Удмуртская Республика 1,47
Владимирская область 1,47
Калининградская область 1,46
Приморский край 1,45
Корякский автономный округ 1,45
Пензенская область 1,44
Республика Мордовия 1,43
Курганская область 1,39
Ленинградская область 1,39
Республика Дагестан 1,37
Амурская область 1,37
Республика Алтай 1,34
Читинская область 1,29
Тверская область 1,29
Республика Марий Эл 1,23
Республика Тыва 1,19
Республика Калмыкия 1,10
Агинский Бурятский автономный округ 1,02
Ивановская область 1,00
Коми-Пермяцкий автономный округ 0,90
Республика Ингушетия 0,65
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 0,61
По данным Всероссийского Центра уровня жизни, 2003 год.