В первые январские дни дальневосточникам показали по телевизору программу "Момент истины", из которой они узнали, что десятки тысяч людей опять проведут без тепла зиму, что шесть районов Сахалина замерзают, что 10 тысяч человек живут при -1 градусе в квартирах. Впрочем, кадры оказались откровением лишь для тех, кто не живет на Сахалине. Администрация же области на телеканал обиделась - мол, сгустил краски. И тут же разместила в Интернете свой "ответ Чемберлену", из которого следовало, что "в соответствии с оперативной информацией с мест подготовка к зиме проходила удовлетворительно и лучше, чем в прошлом году".
Впрочем, то, что подготовка к зиме проходила лучше, сахалинцы могли заметить и сами: фактические затраты на выполнение мероприятий по подготовке к зиме на 1 ноября 2003 года составили 1435 млн. руб. На эти деньги были проведены реконструкция и модернизация коммунальных котельных почти во всех муниципальных образованиях. Областная администрация сделала из этого вывод, что отопительный сезон в Сахалинской области проходит удовлетворительно в большинстве муниципальных образований. И совсем немножко, скромно было сказано про меньшинство. То самое, замерзающее.
Сегодня в обиходе чиновников появилось даже такое выражение "недотопы" (не путать с недотёпами). Они обнаружены в городах Корсакове, Горнозаводске, Александровске-Сахалинском, Смирныховском районе. Там в квартирах при температуре +14 - +18 градусов по Цельсию проживают 16 тысяч человек. Это, кстати, данные областной администрации. Цифры, приведенные ТВ, иные - до 43 тысяч жителей.
Так или иначе телепрограмма, напомнившая, что люди зимой должны жить в тепле независимо от прописки, и рассказавшая историю про глупую покупку негодных модульных котельных, здорово подогрела страсти по отопительному сезону. Вскоре на остров вылетел с проверкой заместитель Генерального прокурора РФ по Дальневосточному округу Константин Чайка, который должен был выявить виновных в очередном срыве отопительного сезона на Сахалине (напомним, что несколько уголовных дел по итогам зимы 2002 года уже возбуждено).
Областная администрация также ведет свое расследование. Недавно вице-губернатор Сахалинской области Сергей Дегтярев был вынужден признать, что о замерзающих домах руководство области узнавало из сообщений СМИ, а не из докладов местных руководителей. Кроме того, вице-губернатору пришлось сделать официальное заявление о подлоге и фальсификации документов, связанных с поставками угля в Александровск-Сахалинский. Дело в том, что в октябре 2003 года администрация северного города и областные власти согласовали все вопросы, касающиеся отопительного сезона в Александровске-Сахалинском: графики и объемы поставки топлива, суммы дополнительных средств. Накануне в замерзающий город было завезено 500 тонн качественного "черного золота" с Бошняковского разреза (причем по цене, в два раза превышавшей номинальную стоимость тымовского угля, которым топили Александровск раньше.) Часть угля бесследно исчезла, часть была признана непригодной. Городу дополнительно выделили 3,5 миллиона рублей. Однако с приходом холодов в Александровске теплее не стало.
Куда подевался уголь - прокуратуре еще предстоит выяснить. Тем временем в Александровске до сей поры закрыт детский сад, не начат полноценный учебный процесс в двух школах. Мэр города Вячеслав Насыров уже побывал "на ковре" в областной администрации. Жители ждут продолжения сценария. Не исключено, что за "недотопы" чиновникам придется отвечать по полной программе. Благо, подобные прецеденты на Дальнем Востоке, как известно, уже есть.