23.01.2004 03:55
Происшествия

Пять тюрем для девочек

В российской колонии можно посидеть и незаконно
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3387)
Читать на сайте RG.RU

Саша Корнеева и Юля Зиновьева были приговорены к лишению свободы за деяния, совершенные ими до наступления возраста уголовной ответственности. Это очевидный случай незаконности судебного решения. Под стражу девочки были взяты в зале суда в конце марта прошлого года. В начале июня прибыли в Новооскольскую воспитательную колонию, где судебную ошибку сразу не обнаружили. Позже прокурор, надзирающий за соблюдением законности в исправительных учреждениях Белгородской области, все-таки обнаружил ее и направил "представления" прокурорам Пермской и Новгородской областей. Понадобилось еще два с лишним месяца, пока девочек, прошедших пять пересыльных тюрем, освободили.

В постановлении об отмене вынесенного незаконного приговора Саши Корнеевой оказались новые ошибки. Началась традиционная у нас судебная волокита. С обращениями ускорить освобождение Корнеевой в Новгородский областной суд обращались сотрудники колонии, директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин, председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ Элла Александровна Памфилова. Но только на 24-й день после вынесения постановления об отмене приговора Саша вышла на свободу.

История с освобождением Юлии Зиновьевой оказалась еще более запутанной и затянутой. Представление, отправленное в Пермь, потерялось. Директор Пермского регионального правозащитного центра Сергей Исаев обнаружил это и стал обращаться к прокурору по надзору и прокурору области. Пермский региональный правозащитный центр помог добраться от Соликамска до Перми маме Юли Зиновьевой, помог сформулировать вопрос о реабилитирующих основаниях для Юли. И президиум Пермского областного суда признал за Юлей право на реабилитацию.

(Юлю Зиновьеву насильно удерживали в чужой квартире четверо подростков более старшего возраста, издеваясь над ней. Когда она пыталась вырваться, схватив кухонный нож, ее ударили по голове деревянным брусом.)

Точно в такой же ситуации, как Саша с Юлей, оказалась Зоя Муравьева из Саратовской области. Уполномоченный по правам человека Саратовской области Александр Ландо обратился в областной суд с ходатайством о пересмотре ее приговора, как еще одной незаконно осужденной. Дело Зои Муравьевой пока тянется.

Итак, три девочки, которые по закону не должны были быть осуждены, прошли пять пересыльных тюрем, посидели в колонии, и при больших стараниях правозащитников, включая Эллу Памфилову, с некоторой волокитой две вышли из колонии, а одна еще нет. Наша правоохранительная система проворачивается с невероятным скрипом, а собственные ошибки исправляет с большой неохотой и неторопливостью.

- Когда проходила встреча правозащитных организаций с Президентом России и представителями прокуратуры и правоохранительных органов, мы рассказывали о возникшей волоките во время наших попыток исправить судебную ошибку, - рассказывает Валерий Абрамкин. - Нам ответили, что по делу Юли наказали 5 прокуроров, но, как выяснилось на деле, наказание это было формальным, по сути никто ни в чем не пострадал. Президент нас выслушал и рассказал в ответ, как они с Валентиной Матвиенко примерно также освобождали двух девочек, незаконно осужденных и отбывающих срок. Ситуация ему знакома. Но это лишнее доказательство, что казенное формальное правосудие должно быть реформировано, особенно когда дело касается детей. России нужна система ювенальной юстиции.

Суд Права человека