24.01.2004 03:30
Общество

Слово лауреатам

Текст:  Маргарита Бабикова (Рига) Людмила Куликовская (Алма-Ата) Владимир Саришвили (Тбилиси)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3388)
Читать на сайте RG.RU

Выпускной
для штукатуров

Что изменилось в жизни после встречи лауреатов Пушкинского конкурса учителей русского языка в Москве? Прежде всего изменилась я сама. Кроме множества книг привезла в Ригу главное: я избавилась от чувства национальной оторванности и заброшенности.

Решимость чиновников министерства образования реализовать проект перехода русских школ на латышский язык обучения с сентября 2004 года нисколько не ослабла, несмотря на активное противостояние общественности.

Высказывания господина Шадурскиса, нынешнего министра образования Латвии, однозначны: реформа будет проведена, и делается это для того, что бы русские дети лучше знали государственный язык, а это в свою очередь будет способствовать их интеграции в латышское общество. Но русские дети уже живут в этом обществе! И их уровень владения языком титульной нации очень высок. Зачастую грамотнее и чище по-латышски говорят именно русские ребята - школьники и студенты. У них нет трудностей с поступлением в государственные вузы, где уже несколько лет обучение ведется исключительно на латышском языке.

Сейчас у всех на устах еще одно абсурдное нововведение, касающееся выпускного вечера для двенадцатиклассников. Традиционно этот бал проводится в конце июня, после сдачи экзаменов. К нему готовились: в школе собирались гости, родители, ученики и учителя. Однако начиная с нынешнего года решением министерства образования вручение выпускных документов переносится на конец июля. Мотивация такого изменения не понятна никому, тем более что в июле школы пусты. Встретить здесь можно только штукатуров да сторожей.

Студенты и школьники возмущены. В Татьянин день намечены акции протеста у здания Латвийской думы. Основной лозунг - "Верните наш выпускной!"

"Неуд"
за цветочные горшки

Хорошо помню, как в 1989 году, когда учителя Алма-Аты, измученные нищетой, организовали пикетирование Совета народных депутатов, с зеркального крыльца к нам вышел весьма упитанный, прекрасно одетый дядечка и в ответ на жалобы ответил только одно: "Зачем же вы выбрали эту профессию?" Эти слова породили болезненное ощущение своей второсортности и надолго отравили радость учительского труда.

Вы не представляете, каким бальзамом на мое "израненное сердце" пролилось приглашение в Москву на чествование лауреатов Пушкинского конкурса! С тех пор прошло четыре месяца. Все время спрашиваю себя: что он дал нам-лауреатам? Если говорить об официальном признании в своем отечестве - ничего. Я знаю, что в Грузии лауреатов поздравлял сам президент Шеварднадзе. А в Алма-Ате и в Таразе (информация от Надежды Поляковой) органы образования сделали вид, что никакого конкурса вовсе не было. Другое дело, резонанс среди коллег, знакомых, родственников и, конечно же, учеников! Пушкинский конкурс - это настоящее признание. И оно нам сейчас как никогда необходимо. Ведь в нашем городе делается все, чтобы учителя забыли, что их профессия творческая. Школы задыхаются от лавины бумаг, которые необходимо написать "вчера", от дурной неоплачиваемой работы, от откровенного хамства чиновников, от многочисленных проверок. Хотите анекдот? В школу приходит проверяющая и пишет акт: школа плохая - цветочные горшки в классах неодинакового цвета и размера. Когда поинтересовались, кто она, выяснилось - младший бухгалтер Института усовершенствования учителей. Вам не смешно? И мне хочется плакать. При таком отношении к учительской работе Пушкинский конкурс - глоток свежего воздуха, возможность выскользнуть из чиновничьей системы оценок: хороший учитель тот, кто аккуратно заполняет журналы, вовремя сдает планы, выполняет все указания вышестоящих органов, у кого в кабинете на каждой книге в шкафу - бирочка, а парты радуют глаз ровными рядами.

В этом году мы создали Клуб учителей русской словесности. Клуб - возможность общения, возможность узнать новое. Костяк Клуба - лауреаты Пушкинской премии. А все его члены хотели бы попробовать свои силы в конкурсе.

Пришлось
переделать учебник

Буквально вчера в Тбилисском госуниверситете состоялась встреча преподавателей русского языка. Мы решили учредить Ассоциацию преподавателей русского языка и литературы. А "заварила" эту замечательную кашу лауреат Пушкинской премии прошлых лет Виктория Попова.

В гости к тбилисцам приехали учителя из Кутаиси, Батуми, Телави и Рустави. Коллеги говорили и о нехватке свежей информации, недоступности современных методичек по русскому языку и литературе, редких поездках на курсы повышения квалификации.

Теперь чуть-чуть о личном. Пушкинский конкурс и несколько дней, проведенных в Москве, если так можно выразиться, подняли планку моего отношения к самому себе. Учебник русского языка, который я подготовил и считал почти законченным и готовым к изданию, захотелось переписать.

Образование "Российская газета"