Что же его так беспокоит? В первую очередь то, что при общем уровне сверхплановых доходов один из важнейших российских налогов - единый социальный налог - собран на 0,6 процента меньше, чем предполагалось. И хотя это не такой уж большой недобор, но раньше ЕСН всегда шел с большим перевыполнением. Михаил Делягин предполагает, что в данном случае мы имеем дело с масштабным уклонением российских налогоплательщиков от этого налога. Причем сие можно расценивать как некий новый феномен, как изменение поведения российских предприятий. Что весьма опасно, поскольку за счет ЕСН финансируются социальные фонды. И если сложившаяся тенденция сохранится, то их бюджеты начнут трещать по швам.
Михаил Делягин обратил также внимание на то, что при перевыполнении планов по доходам намеченные расходы бюджета оказались недофинансированными (на 2,3 процента). Иначе говоря, Минфин получил больше, чем он хотел, а отдал меньше, чем обещал. Пострадали транспорт и связь (минус 1,3 процента), сельское хозяйство (минус 1,5 процента), социальные нужды (минус 1,6 процента). Особенно скудны были выплаты в декабре, когда бюджетополучатели так и не дождались 17,2 процента ожидаемых выплат. А все потому, что в ноябре - аккурат перед выборами - был осуществлен большой вброс: Минфин профинансировал расходы с опережением. Бывало такое и раньше. Но масштабы прошлогодних досрочных выплат уникальны - 10,2 миллиарда рублей. Причем средства пошли сразу по нескольким статьям, среди которых - правоохранительная деятельность и безопасность, культура и искусство, СМИ и космос.
Итак, в 2003 году получен небывалый профицит федерального бюджета, который увеличился в 1,6 раза и достиг 216,8 миллиарда рублей (более чем 9 процентов всех бюджетных расходов). Причем остатки неиспользуемых бюджетных средств по итогам года не только не сократились, а выросли до 255 миллиардов рублей. Все они канули в "закрома Родины" - зачислены в федеральный резерв и в Стабилизационный фонд. Такое впечатление, что деньги нарочно не пускали в открытое плавание, а зажимали "про запас".
Михаил Делягин делает вывод, что целью бюджетной политики государства по-прежнему остается не модернизация экономики, не решение каких-то содержательных задач, а ограничение присутствия государства в экономике, сокращение непроцентных расходов ради борьбы с инфляцией.
Ради этого же статистического показателя, по мнению экономиста, старается сегодня и Центральный банк России. И, надо сказать, весьма успешно. Вчера доллар пробил еще один психологический уровень - 28, 49 рубля. "Это свидетельствует, на мой взгляд, - говорит Делягин, - о недостаточной адекватности нынешнего руководства Центробанка. Если для сырьевого экспортера потери рентабельности из-за укрепления рубля некритичны, то для экспортеров продукции обрабатывающей промышленности и тех, кто производит ее на российский внутренний рынок, это представляет сегодня большую проблему. И, по-видимому, она заключается в принципиальном решении ЦБ о том, что он игнорирует проблемы экономики, а сосредоточивается на решении статистических задач - снижении инфляции. У ЦБ богатый опыт в этом деле: такую политику банк проводил в 1995-1997 годах. И, похоже, опять возвращается в привычное и проторенное русло".