"За чей счет все эти блага? Спонсоры богатые или школьников эксплуатируете?" - задали по телефону вопросы директору школы-самобранки Анатолию Зигмантовичу. Он не обиделся и пригласил в гости.
В станице Ивановской богатые особняки можно пересчитать по пальцам. Но даже возле убогой развалюшки - солидные земельные участки и ряды теплиц, крытых пленкой. Оно и понятно: село земля кормит. Выдающаяся средняя школа N 22, стоящая на пригорке за лиманом, оказалась в станице не единственной. Но заметной сразу.
На школьном стадионе на божий мир философски взирало стадо откормленных буренок. Скромная деревенская одноэтажная школа выкрашена в ярко-оранжевый цвет - как иллюстрация к популярной некогда песенке... В кабинете директора в глаза бросился огромный - в полстены - портрет Ленина.
- У нас и тимуровцы есть, которые над станичными одинокими стариками-ветеранами шефствуют: полы вымоют, продукты принесут, на огороде помогут, - перехватил наши взгляды седоватый директор, основательный и непоколебимый, как все казаки. - А вообще, лучше пойдемте, посмотрим наше хозяйство.
Какой интеллект у ваших учеников, когда они у вас в навозе копаются! А те недавно взяли и нос всем утерли результатами Единого госэкзамена по математике, показав самые высокие результаты в районе.
Экскурсия по школьным владениям своими неожиданными поворотами походила на сказочную пробежку Кота в сапогах: "Чьи это поля? - Маркиза Карабаса"... Оказалось, что стадо коров, уже замеченное нами на футбольном поле, вовсе не станичное, а школьное. В школьном поместье - и огромная теплица, и земельный участок размером в 47 гектаров. Ферма, которую мы увидели в ста метрах от учебного заведения, тоже принадлежит учебному заведению. В ней примерно 50 хрюшек. Когда мы почесали за ухом чистенького поросенка на школьной ферме, наш скепсис несколько поугас, а доверие к директору возросло - хозяин!
Знакомить нас с крупными рогатыми подопечными он отправил десятиклассников.
- Быка Анатольича мы в честь нашего директора прозвали, - щебетали девчонки. - Такой же трудяга и по характеру добрый. А вот другого быка, однорогого, наверное, на мясо продадут. Он не выносит запаха спиртного и недавно одного подвыпившего станичника чуть не забодал. От потерпевшего жалоба на него поступила. А корова Катя у нас рекордсменка - она за раз 20 литров молока дает.
Как рассказали школьники, классы по очереди ухаживают за животными, работают на поле и в теплице. На заготовку сена, уборку овощей и закатку консервов выходят все сотрудники школы.
- А когда же вы учитесь?
- Так мы работаем вместо уроков труда и производственного обучения, школьной практики, - ответили нам юные экскурсоводы. - На ферме нам помогают двое постоянных рабочих. С ними школа продуктами расплачивается. Но к животным привязываешься - и на время не смотришь. Когда теленок Черныш ногу поломал, Юрка все каникулы его выхаживал. Ветеринар с высшим образованием сказал, что не выживет бычок, а мальчишки его выходили, хоть и троечники.
Излишки молока и мяса школа возит в Славянск-на-Кубани и продает там. Всю продукцию проверяет станичная ветлаборатория. Деньги идут на школьный счет. На них недавно купили мебель и компьютер, строят одноэтажный дом на две учительских семьи. Хоть учительницы в школе с утра до вечера пашут, мужья их дома с распростертыми объятьями встречают, потому что они в семье главные кормилицы. В станице Ивановской - безработица.
Из школьной кухни запахло настоящим кубанским борщом, не городским, с капустными листочками, а давно забытым бабушкиным, в котором ложка стоит.
На "продленке" три раза в день кормят и денег не берут, рассказали ребята. А кому еще пожевать чего-нибудь хочется - всегда лежит нарезанный хлеб с салом. Поэтому, признался старшеклассник из многодетной семьи Батыр Иванов, он сюда за пять километров ходит, хотя рядом с домом есть другая школа.
Идея эксперимента со школьной фермой зародилась в школе N 22 лет 13 назад. В педагогических журналах в те времена новаторы писали о необходимости психологической поддержки ученика. А как его психологически поддерживать, когда Сидоров, например, от недоедания на школьной линейке в обморок падает?.. "Школьника сначала накормить надо, чтобы не обед, а наука на ум шла", - по-житейски рассуждали ивановские педагоги. Только как все это сделать, когда государство на питание детей выделяет копейки, а родители иных учеников остались без работы?..
Но в Ивановской выход все же нашли. В то время неудачливый местный фермер, намучившись, отказался от 20 гектаров далеко не лучшего участка бывших колхозных земель. Анатолий Иванович уговорил отдать брошенную землю школе. Надел присоединили к грядкам в размере 27 гектаров, которые колхоз также отдал ученикам. Сначала семена выпрашивали у станичников, а потом решили хозяйствовать по науке. Школа завязала дружбу с кубанскими сельскохозяйственными НИИ. Ученые дают школярам семена и новейшие технологии, а те взамен проводят испытания и посылают научным работникам подробнейшие письменные отчеты об экспериментах на пришкольных опытных участках.
Потом школа замахнулась на ферму. Помог пенсионер, много лет проработавший каменщиком в колхозе. Под его руководством за два года учителя и ученики построили помещение для скота размером 34 на 14 метров. С материалами помогла районная адми-нистрация. В ближних хозяйствах выпросили в долг восемь коров и две свиноматки. За полтора года школа рассчиталась с этим долгом полностью, отдав, к примеру, за каждую корову по три тонны молока.
Свой первый трактор в школе собрали практически из запчастей. Еще два агрегата подарило одно из районных хозяйств, в котором работают выпускники школы. Там же помогли приобрести тележку. А вот машина, на которой приходится возить зерно, - старая, разбитая. Головная боль - сеялка и культиватор. Пока их школа выпрашивает в районных бригадах соседних хозяйств. Технику, естественно, дают после своей посевной, и поэтому на школьном участке приходится сеять далеко не в оптимальные сроки...
Некоторые педагоги из других школ - а их в Ивановской еще три - своих коллег из 22-й подкалывали: какой интеллект у ваших учеников, когда они у вас в навозе копаются! А те недавно взяли и нос всем утерли результатами Единого госэкзамена по математике, показав самые высокие результаты в районе.
В 22-й дают нужные для сельской жизни специальности, говорят родители. Учат на тракториста, фермера-животновода, шофера, агрохимика-лаборанта. С такими профессиями на селе не пропадешь.
В краевом Департаменте образования и науки школу N 22 назвали фермерской - и присвоили статус экспериментальной площадки.