За комментариями "Российская газета" обратилась к первому заместителю руководителя Департамента судебных приставов Министерства юстиции Андрею Чурилову. Вот что он сказал:
"С учетом изменений, которые произошли в российском законодательстве, с учетом уже наработанного службой судебных приставов опыта плюс предложения с мест - так и родился этот приказ. С точки зрения закона, этот документ - основополагающий нормативный правовой акт Минюста России, регламентирующий организацию работы судебных приставов по обеспечению порядка работы судов и при участии приставов в исполнительных действиях.
Изменения в главе 1-й, пунктах 2.3 и 2.4 главы 2-й вводят новые функции, которые получили судебные приставы с принятием нового Кодекса об административных правонарушениях. Это право не только задерживать нарушителей в судах, но и составлять на них протоколы.
Новая редакция пунктов 4.3, 4.4, 4.13 главы 4-й и приложения к ним более четко опреляет порядок организации службы в судах, взаимодействия с судейским сообществом и отчетности об исполнении своих обязанностей.
Дополнительно введена 9-я глава, которая посвящена контролю со стороны должностных лиц службы судебных приставов за несением службы.
Все эти изменения позволят повысить уровень организации деятельности судебных приставов, усилить контроль за этим со стороны руководства".
Вообще же лишь время покажет, смогут ли изменения и дополнения в публикуемый нами документ несколько успокоить ситуацию, которая сложилась сегодня в судах со службой судебных приставов. Дело в том, что есть разногласия, и не малые, между Министерством юстиции (куда входит служба судебных приставов) и самим судейским сообществом. В ведение судебных приставов входит охрана здания суда, выполнение его решений и охрана судей.
По мнению судейского сообщества, нынешние судебные приставы неважно справляются со своей задачей. Судей убивают, на судей нападают... Об этом говорил генеральный директор судейного департамента при Верховном суде Александр Гусев, который сказал, что для охраны судов ими намечено взять на работу больше семи тысяч сторожей в здания судов. Хотя есть специальные подразделения той же службы судебных приставов по охране. И сегодня это почти две армейские дивизии. У них есть оружие. Нет оружия лишь у тех приставов, кто исполняет решения судов. Эти вооружены бумагой и ручкой. Но и на них нападают.
Главный судебный пристав РФ Аркадий Мельников считает, что для решения проблемы нужна дополнительная штатная численность судебных приставов. Пока же увеличены лишь штаты приставов-силовиков.
Кстати, само Министерство юстиции хочет поменять даже название службы судебных приставов и назвать их службой государственных судебных приставов. Но тогда это (с учетом всех изменений, о которых мечтает Минюст) будет новая правоохранительная и силовая структура. Хотя какое-то рациональное зерно в этом есть. Уже сейчас служба судебных приставов самостоятельно расследует преступления по пяти составам Уголовного кодекса.
А еще речь уже не раз заходила о том, чтобы наделить службу судебных приставов возможностью проводить оперативно-розыскную деятельность. И здесь Минюст двумя руками "за".
Так что вполне может быть, что публикуемый приказ далеко не последний и впереди кардинальные изменения в самой службе. Кстати, именно этого хотят как судьи, так и судебные приставы. Правда, видят они это по-разному.