28.01.2004 01:05
Культура

"Мой исторический роман"

Размышления у "Берега отдаленного..."
Текст:  Владимир Шкерин (кандидат исторических наук)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3390)
Читать на сайте RG.RU

Начало серии положено: издан роман Александра Кердана "Берег отдаленный..." Действие книги разворачивается в первой трети XIX века на Камчатке, Аляске, в Калифорнии, а также в Санкт-Петербурге - в зоне интересов могущественной Российско-Американской компании. Галерея персонажей впечатляет: "лорд Аляски" Александр Баранов, авантюрист Федор Толстой-Американец, Николай Резанов, индейский вождь Котлеан, флотоводцы Крузенштерн и Лазарев, декабристы Рылеев и Завалишин, молодой Нахимов...

Почетное место отведено человеку, имя которого в США и Канаде известно больше, чем на родине. Кирилл Тимофеевич Хлебников. Сын городского головы купеческого Кунгура покинул дом в 1800-м, подписав контракт с Российско-Американской компанией. Впереди были полвека странствий, служба на Камчатке и Аляске, путешествия в Калифорнию, на Гаваи, в Гватемалу, Бразилию, Мексику, Перу, Чили, пост правителя дел компании и звание члена-корреспондента Российской академии наук. Его записки увидят свет только в 1861 году и принесут ему почетное звание "историографа русской Америки". Теперь без ссылки на сочинения Хлебникова не выходит ни одна работа по истории российских владений на американском континенте.

Конечно, не следует думать, что читатель найдет в романе лишь скрупулезное изложение исторических фактов. Серьезный и тактичный подход автора к использованию исторического материала не означает отказа от права на вымысел. События обрастают подробностями, переносятся из одного географического пункта в другой, герои решаются на поступки, которых в реальности не совершали. Историческая проза - не научное исследование, у нее свои жанровые правила. Ответ на вопрос: "Могло ли это быть?" здесь не менее важен, чем рассуждения о том, было ли это в жизни. Герои романа чувствуют, думают и действуют как люди XIX века. Авторская же фантазия придает сюжету динамичность, красочность, долю авантюрности и увлекательность.

В вестернах бывают парни плохие и хорошие. Действуют они примерно одинаково, но побеждают, конечно, хорошие. В русской литературе, если не брать детективную накипь последних лет, все не так. Такая традиция.

В соответствии с нею и Хлебников в романе Кердана, пережив множество приключений, остается тружеником, не за страх и не за награды обустраивающим для России "берег отдаленный". Его антипод - злой гений Иннокентий Гузнищевский похож на картонного Люцифера. Натворив черных дел в первой части романа, во второй он бродит зловещей тенью по задворкам повествования.

Как историк не могу согласиться с автором лишь в трактовке движения декабристов. По сути, писатель воспользовался интерпретацией событий, данной официальной властью после разгона демонстрации 14 декабря 1825 года. В романе о декабристах вначале рассуждает царь Николай I, затем - член Верховного уголовного суда адмирал Мордвинов, наконец, член тайного общества Завалишин. Завалишин, с одной стороны, негативно отзывается о декабристах, с другой - возвеличивает собственную роль в тайном обществе. Роману явно не хватает иного взгляда на декабристов - людей исключительной чистоты помыслов, ничего не искавших для себя и пожертвовавших всем ради торжества идей и изменения жизни народа, который они так плохо знали и которого боялись.

Начало издательского проекта положено - начало серьезного и увлекательного разговора об исторических судьбах России. Каким будет продолжение?

Литература