Так сложилось, что в прошлом году я пять раз был в Сибири. В разных ее регионах. И эти поездки - все они были связаны с серьезнейшими проблемами, которые то и дело возникают на этой громадной территории, - убеждают: Сибирь сфокусировала все больные проблемы России.
Может кто-то помнит фильм Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской"? Красивый, красочный, собравший звезд советского кинематографа: Марину Ладынину, Веру Васильеву, Владимира Дружникова, Бориса Андреева... В фильме все было с сибирским размахом - необъятные просторы, великолепная музыка. Не было одного - правды. Истинной правды об этом чудо-крае. Похоже, что и сейчас мы плохо представляем истинное положение региона.
Несметные богатства Сибири из века в век развращали экономику России, делали ее иждивенческой. Мы привыкли цитировать ломоносовское о том, что "Россия будет прирастать Сибирью". А надо бы наоборот: "Сибирь должна прирастать Россией".
А пока... Край, в который более 300 лет назад люди бежали, чтобы найти пропитание, сейчас испытывает алиментарный голод. Мясные продукты в рационе жителей Кемеровской области, Кузбасса составляют всего 65, рыбные - 47, молочные - 42 процента от нормы. Дефицит витаминов, микронутриентов - обычное явление для сибиряков. Потому-то и высок здесь уровень заболеваемости нетоксичным зобом, анемией.
Скажем, в структуре питания студентов Кемеровского областного медицинского колледжа не достает 40 процентов полноценного белка. Подобная ситуация и в других сибирских регионах, прежде всего в Новосибирской, Омской областях, Алтайском крае, в республиках Тыва, Хакасия.
К питанию "из ряда вон" прибавляются другие беды, не менее тяжкие. Как это ни странно, даже огромные пространства самобытного края не спасают от высочайшего в России уровня загрязнения атмосферного воздуха - он в два раза превышает общероссийские показатели. Тут отличились Омская, Новокузнецкая области, территории Бурятии, Красноярского края.
Катастрофическая ситуация со строительством очистных сооружений на предприятиях-загрязнителях. В республиках Тыва, Хакасия, Алтайском крае за последние годы не построено ни одного (!) очистного сооружения.
Невозможно понять и объяснить, как самый богатый по запасам воды край испытывает трудности со снабжением населения питьевой водой. Но факты таковы: реки Обь, Лена оцениваются как загрязненные, а их притоки Томь, Иртыш, Исеть - как очень загрязненные. Рыба в таких реках обречена. Сами же водоемы - источник неинфекционных и инфекционных заболеваний водного характера.
Но не только водные просторы - сами земли несут болезни. Об этих землях впору снимать новые сказания. Сказания о том, что в регионах в огромных количествах хранятся неопознанные пестициды, запрещенные ядохимикаты. Например, в Алтайском крае их 1150 тонн, в Омской области - 432 тонны, в Новосибирской области - 219, в Хакасии - 100 тонн. Для сравнения: во всей России - 6 тысяч тонн.
Ушло в прошлое словосочетание "сибирское здоровье". Да и откуда ему взяться, когда в крае подобная среда обитания? Тут разгул социальных недугов, туберкулеза, набирающих силу ВИЧ-инфекций, гепатитов В и С, сифилиса. В Тыве, например, сифилитиков в три раза больше, чем в среднем по России. Их догоняет клещевой энцефалит. Особенно это касается Красноярского края, Бурятии, Иркутской области.
Впервые недуг начали диагностировать в 1936 году. Причем именно в Сибири. Минуло почти 70 лет. Есть эффективная вакцина против клещевого энцефалита, есть надежные средства профилактики. А страдающих энцефалитом в этом регионе все больше, потому, что нет на местах государственного подхода к охране здоровья.
Даже когда на Сибирь обрушилась беда - имею в виду прошлогоднее осеннее землетрясение на Алтае - выделенные из федерального бюджета деньги на восстановление жилья, медицинских учреждений осваиваются плохо. А это значит, что люди в суровых условиях сибирской зимы остаются без крыши над головой, без медицинской помощи.
Ермак и царь Иван Грозный - свидетели того, как начиналось освоение богатейших земель Сибири, того, как сюда тянулся люд в поисках богатства, сытой жизни, крепкого дома, подивились бы нынешней нищете и трудной жизни сибиряков. А что же мы?
Конечно, нужны федеральные и региональные программы финансовых вливаний в Сибирь. Нужно понимание того, что состояние здоровья населения края неотделимо от решения проблем экономики. Понимание на государственном уровне, что здесь будущее экономики страны. Лишь тогда Сибирь из дремлющего, ждущего величия края действительно превратится в край величия России.