"Группой риска" людей, достигших пенсионного возраста, называть не принято. Но, в сущности, это действительно самая уязвимая в социальном отношении категория. Стариков у нас много - почти 30 миллионов, или фактически каждый пятый россиянин, и в ближайшие годы - таков демографический расклад - станет еще больше. Перепись помогла не только элементарно пересчитать этих людей, но и сделать важные выводы относительно их положения в обществе. Для абсолютного большинства пожилых россиян (97,5 процента) основной источник их существования - пенсия. Причем для семерых из каждых десяти этот источник единственный. К счастью, 77 процентов стариков не одиноки - они живут в семье, и это спасает их от нищеты. Одиноких сегодня насчитывается 6,7 миллиона человек, причем каждый второй из них старше 70 лет и, конечно же, нуждается в особой государственной поддержке. Наконец, 5,1 миллиона пенсионеров, по официальным данным, живут за чертой бедности.
Таким образом, как заявила на вчерашнем заседании вице-премьер по социальным вопросам Галина Карелова, преодоление бедности пожилых граждан и повышение уровня их жизни в первую очередь зависят от уровня пенсионного обеспечения и качества всей пенсионной системы.
Статистика по пенсионной теме довольно бодрая: за последние три года размер пенсий увеличился в 2,35 раза, за два последних года - более чем в полтора. В 2002 году Правительство констатировало, что наконец-то средняя пенсия сравнялась с прожиточным минимумом пенсионера, а в прошлом году превысила его на 8 процентов. Специалисты считают, что рост доходов ПФ, который и позволил регулярно индексировать пенсии, получен благодаря реформированию устаревшей пенсионной системы.
Тем не менее Правительство отдает себе отчет, что нынешний уровень пенсий все еще далек от того, чтобы обеспечить людям достойную старость.
Не случайно почти 6 миллионов пенсионеров (каждый пятый) продолжают работать, и их количество заметно возросло с 2002 года, когда по новому пенсионному закону были сняты ограничения на выплату пенсий работающим пенсионерам. Кроме того, хотя в абсолютном выражении пенсии заметно выросли, фактическая их покупательная способность растет гораздо медленнее: по данным Госкомстата, в прошлом году этот рост составил только 4 процента. И это на сегодня одна из главных проблем, о чем не раз говорил, в частности, глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов: "Все, что мы добавляем пенсионерам благодаря эффективной пенсионной реформе, тут же "съедается" другими реформами - в частности жилищно-коммунальной".
Меры для защиты малообеспеченных от резкого роста жилищных тарифов государство разработало: программа субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг охватила уже 14,4 процента семей (6,6 миллиона), тем не менее далеко не во всех регионах эта система отлажена и действует четко.
Что касается еще одной, наиболее болевой проблемы пожилых - их медицинского обслуживания, - на вчерашнем заседании анализировались первые итоги начавшегося в прошлом году эксперимента по дополнительному финансированию из средств ПФ врачебной помощи неработающим пенсионерам.
Итак, по результатам вчерашнего заседания можно говорить об основных "векторах" государственной социальной политики в отношении пожилых россиян. Это - улучшение пенсионного обеспечения (в частности Правительство обещает в нынешнем году проиндексировать пенсии дважды - суммарно на 18 процентов, то есть опередив инфляцию примерно в 1,5 раза). Возможно, также будут изысканы резервы для "подтягивания" пенсий у наименее обеспеченных пенсионеров. Развитие системы адресной социальной помощи - и в отношении жилищных субсидий, и в отношении медицинского обслуживания. Активнее подключить к разрешению проблем стариков общественные организации, в том числе законодательно обеспечить участие "третьего сектора" в федеральных и региональных целевых программах социальной поддержки старшего поколения. Государство также намерено продолжить выстраивать в стране разветвленную сеть организаций, занимающихся социальным обслуживанием пожилых, а также специализированных учреждений геронтологии и гериатрии.