30.01.2004 14:10
Общество

На Марс пока не звали

А на МКС денег по-прежнему не хватает
Текст:  Наталия Ячменникова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3393)
Читать на сайте RG.RU

Естественно, много вопросов было связано со строительством Международной космической станции. Как известно, после трагедии американского шаттла "Колумбия" именно на нашу страну легла вся тяжесть продолжения программы МКС. Сейчас на орбите постоянно работают лишь экспедиции в составе из двух человек. Это не только огромная нагрузка на экипаж, но и определенные проблемы. Скажем, в феврале должен состояться выход в открытый космос Александра Калери и Майкла Фоула. Когда на орбите работали трое космонавтов, выход за борт двоих страховал тот, кто оставался внутри станции. На сей раз такой страховки не будет: МКС на несколько часов просто-напросто опустеет.

"Мы настаиваем на завершении строительства МКС уже через полтора-два года и скорейшем решении вопроса о повышении обитаемости станции до шести человек", - заявил Юрий Коптев. Однако пока так и не ясно, когда же шаттлы начнут летать вновь: на середину сентября американцы планируют только первый экспериментальный пуск корабля "Дискавери". Кроме того, по мнению Коптева, более надежно должна быть обеспечена безопасность экипажа. А для этого к МКС надо пристыковывать два спасательных корабля "Союз".

Судьбу станции и ее дальнейшее использование будут обсуждать в первой половине марта главы космических агентств стран - участниц проекта. А уже на следующей неделе планируется встреча главы Росавиакосмоса с коллегами из Европейского космического агентства. Главный вопрос - использование для полетов к МКС европейского грузового корабля "АТВ", как раз с которым во многом связаны перспективы обеспечения жизнедеятельности станции. Во всяком случае появление еще одного "транспортника" позволит нам направить средства на развитие российского сегмента и строительство нового лабораторного модуля МКС.

Финансирование МКС, как и прежде, остается болевой точкой. В текущем году на станцию направлено 42 процента бюджета Росавиакосмоса, достигающего 6,2 миллиарда рублей. Однако все эти средства пойдут только на обеспечение запусков пилотируемых "Союзов" и грузовых "Прогрессов" - единственных на сегодня "рабочих лошадок" для звездной "коммуналки". Что же касается расходов на федеральную космическую программу в целом, то, с одной стороны, они увеличены до 15 миллиардов рублей. И это, как отметил Коптев, очень позитивно. Но с другой, по уровню финансирования космоса мы пока сопоставимы с Индией. В то же время бюджет НАСА в 2004 году составит примерно 15,4 миллиарда долларов США.

Как расценивает руководитель российского космического ведомства амбициозные планы США, связанные с освоением Луны и Марса? "То, что мы сегодня имеем, это общий американский тезис о привлекательности новой космической программы США и необходимости участия в ней России", - сказал Юрий Коптев. Россия пока не получила из-за океана никаких конкретных предложений о совместных исследованиях Марса. "Мы запросили у американских коллег конкретные предложения и документы по нашему возможному участию в совместных исследованиях и рассчитываем получить конкретные ответы, материалы и предложения в феврале-марте, до встречи руководителей космических агентств двух стран", - уточнил глава Росавиакосмоса. По его словам, любые предложения на эту тему потребуют самой тщательной оценки. Вообще, говоря о перспективах исследования Луны и Марса, он призвал воздерживаться от гигантомании и не допускать того, чтобы, как было сказано, эпохальные космические проекты осуществлялись в ущерб сегодняшним насущным нуждам землян. В то же время Коптев подчеркнул, что Россия готова "рассматривать реальные проекты и реально оценивать свой потенциал в космической области".

Наука Космос "Роскосмос"