30.01.2004 01:20
Общество

Добровольное знание о Боге

Текст:  Маргарита Шиц
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3393)
Читать на сайте RG.RU

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мученицы Татьяны при МГУ, доцент Московской духовной академии:

- Да, конечно, мы живем в стране, где есть иные религии, но именно православие - и это исторический факт, а не законодательное предпочтение - оказало и оказывает наибольшее воздействие на то, что можно назвать "русский этос", то, что связано с понятием Россия. И в этом смысле изучение основ православной культуры будет полезно для становления гражданского общества. И даже для тех его членов, которые не являются воцерковленными, и даже не для христиан.

- Много говорят о том, что трудно будет обеспечить качество этого образования. А некачественное преподавание - это вульгаризация, спрямление, штампы, искажения.

- Мне кажется, дело будет зависеть от качества пособий, которые будут предложены. И вы знаете, для этого у нас достаточно квалифицированных кадров как в церковной, так и в светской науке. Есть прекрасный курс "Православие и русская литература" Михаила Дунаева. Только что вышел замечательный учебник по истории России для 6-7 классов Александра Орлова, профессора МГУ.

- Но это будут обыкновенные светские учителя, не обязательно верующие?

- Я думаю, что они долждны с уважением относиться к православию как духовной традиции.

- Из чего все-таки будет состоять курс: в нем будут рассказывать об Андрее Рублеве или преподавать начала Закона Божьего?

- Это ни в коем случае не должно быть нечто вроде Закона Божьего. Основы Священого Писания будут изучаться, поскольку нельзя начать изучение истории Русской церкви и основ иконописания, не представляя к чему все это восходит.

Но различие очевидно: преподавание Закона Божьего предполагает внутреннее согласие, приятие ребенком, уже сознающим себя православным и воспитуемым в православной семье, того, что ему преподается. Преподавая знакомство со Священным Писанием в обычной средней школе, мы ни в коем случае не можем требовать от ребенка вероучительного согласия. Но знания - да.

Образование Религия