30.01.2004 04:30
Экономика

Квартирный вопрос

Как не разориться на ремонте квартиры
Текст:  Игорь Дашков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3392)
Читать на сайте RG.RU

Рыночный расклад
ничего не гарантирует

Если театр начинается с вешалки, то ремонт - с выбора бригады. Самый простой вариант - подойти к любому строительному рынку, перед входом в который обычно толпятся многочисленные желающие поработать за звонкую монету. Чаще всего здесь можно встретить наших бывших соотечественников из Украины, Молдавии, Белоруссии и Таджикистана, приехавших в Москву на заработки. Их расценки за одну и ту же работу примерно в три раза меньше, чем у счастливых обладателей российских паспортов. Но вот беда - поручиться за их профессиональный уровень никто не может, зато любой милиционер в любую минуту может проверить у них документы и... выписать штраф, платить который так или иначе придется уже вам. Поэтому нанимают их только те, кто может позволить себе роскошь не отдавать свои кровные ежедневно за нарушение правил регистрации.

Второй по затратности вариант - договориться с какой-нибудь столичной бригадой, которую вам порекомендовали знакомые, или выбрать необходимых специалистов на ближайших стройках. Их услуги стоят заметно дороже, но зато есть шанс посмотреть на уже сделанную ими работу. Оплата - сдельная, а ее уровень зависит только от степени наглости запросов хозяина и наемного рабочего. Впрочем, современные технологии проникли даже и на этот весьма консервативный рынок: в последние год-полтора с потенциальными строителями вашего светлого будущего стало возможно общаться виртуально - по электронной почте.

Третий вариант еще более технологичен: выбрав себе дизайнера и договорившись с ним, вам останется только тыкать пальчиком в нарисованные им интерьеры и капризничать по поводу оттенков. Все остальные проблемы, начиная от качества материалов и заканчивая уровнем гладкости поверхностей (пола, потолка и стен), целиком ложатся на плечи дизайнера. Его гонорар за столь титаническую работу определяется строго индивидуально и напрямую зависит от степени известности среди профессионалов. Есть еще, правда, четвертый вариант, но это сродни выигрышу в лотерею: стать клиентом программы "Квартирный вопрос".

Так как денег у меня было немного, а ремонт - первым в жизни, я поочередно наступил на все грабли, на которые только может наступить неопытный новосел.

Благоразумно отвергнув предложения "спецов" из ближайшего зарубежья, мы с женой решили обзвонить несколько ремонтно-строительных контор из газеты бесплатных объявлений, для того чтобы изучить состояние рынка. Потратив на это три дня и так ничего не поняв, из-за того что наши собеседники называли цены, отличавшиеся друг от друга в три и более раз, мы приступили ко второму этапу поисков. Для этого пришлось прошерстить сайты ремонтных компаний. Сначала отсеяли те, которые давно не обновлялись, затем те, где не были указаны адреса, явки и пароли их владельцев. И только после этого мы, наконец, смогли пригласить бригадиров в квартиру для составления предварительной сметы. Накладки начались практически сразу: из пяти соискателей на встречу приехали только трое. Выслушав наши пожелания, они удалились составлять план предстоящих расходов. На это им потребовалось три дня - еще не начавшийся ремонт грозил превратиться в долгострой. Но это было не самое страшное: все вынесенные нам приговоры вынуждали отказаться от замены паркета, оконных коробок и так далее... Осознав, что удешевлять мечту дальше, - только портить, я предложил жене выбрать понравившуюся фирму "методом тыка" и затем уже заключать контракт. Забегая вперед, могу засвидетельствовать, что, подписывая договор, каким бы кабальным он ни был, вы страхуетесь от массы напастей, которые, как это водится, не преминут случиться в таком чертовски неприятном мероприятии.

Золотая стена

Жена, как это свойственно, наверное, каждой женщине, выбрала самого интеллигентного бригадира из трех возможных: он не ругался матом, разговаривал на правильном русском языке, а на лбу явно читалось высшее образование. В договоре, который мы, не откладывая дело в долгий ящик, подписали, черным по белому были обозначены наши права, обязанности фирмы и штрафные санкции за невыполнение. Казалось, что неожиданностей быть не должно, но через четыре дня в нашей небольшой трехкомнатной квартирке... поселились молдаване. Их оказалось трое: в меру пожилой, но еще бодрый отец и его сын с женой. Первое впечатление было благоприятным: они быстро откололи старый кафель в ванной и туалете, ободрали доставшиеся нам в наследство от прежних хозяев обои и начали ремонт. Трудности начались в середине процесса, когда повернуть назад было уже невозможно, так как квартира превратилась в одну сплошную стройплощадку - все начато и ничего не закончено.

- Не можете ли вы подъехать сегодня вечером? - застал меня врасплох звонок бригадира. - Мы, как вы просили, перенесли дверной проем, и выяснилось, что, для того чтобы все было более или менее нормально, нужно переделывать практически всю эту стену и еще часть смежной, - произнес он.

Для того чтобы понять мое изумление, нужно было знать, что перестройка внутренней стены в смете не предусматривалась. Естественно, что на "объект" я примчался сразу, как только смог. Стена, в которой двумя выбитыми зубами светились два проема, висела буквально на честном слове и одной доске.

- Не стоит сильно беспокоиться, - успокоили меня мастера. - Старый проем мы заложим, как и договаривались, а стену укрепим, но гораздо проще будет просто переделать ее. Это долларов 250-300 сверх сметы, но зато уж точно не упадет. Фирма гарантирует.

Пришлось согласиться.

Еще через неделю на моей личной стройплощадке закончился плиточный клей, которого, казалось, хватит на облицовку всего дома по периметру, потом потребовались дверные доборы, потом что-то еще, и ремонт, в полном соответствии с погодой за окном, заморозился. В один из прекрасных дней, зайдя к себе в квартиру, я не увидел отца семейства, плиточника по специальности. Выяснилось, что на рабочем месте его нет уже три дня и никто из его родственников не знает, где он находится. То есть он исчез как раз после того, как я выдал под расписку бригадиру очередную порцию отплаты за уже сделанную работу. Не появился он и через неделю. Стройка замерла окончательно. До дня "Х", на который была намечена торжественная сдача объекта, оставалось всего ничего: две недели, а затем в соответствии с договором в битву вступали штрафные санкции - 1 процент от стоимости ремонта за каждый просроченный день. Но доводить до этого не хотелось, и я позвонил бригадиру. Выслушав меня, он пообещал, что разберется, и слово свое сдержал.

Этим же вечером расстроенная жена доложила мне, что ребята-молдаване - Андрей и Лена, очень напуганы, хотят бросить все и уехать домой, потому что им страшно. Из путаных объяснений ставших мне уже родными ребятишек выяснилось, что днем к ним приезжали работодатели, которые страшно ругались, кричали и обещали вообще ничего не заплатить. Стало ясно и другое: бригадир просто нанял их, как это мог бы сделать и я, на одном из столичных рынков. Никаких документов, свидетельствовавших о том, что молодая семья из Молдавии трудится в Москве по найму, у них нет и сколько денег им должны заплатить, они тоже не знают. Ремонт грозил не закончиться никогда. С трудом уговорив их не бояться и продолжать ремонт, я снова приступил к переговорам с фирмой.

Новогоднее ускорение

На следующий день в квартире появился новый плиточник. Хмуро оглядев оставленный ему в наследство фронт работ, он позвонил бригадиру и заказал ему очередную партию различных плиточных смесей. Когда их доставили в квартиру, коридор стал напоминать лавку средней руки торговца стройматериалами, и я начал всерьез опасаться, что балки межэтажных перекрытий могут не выдержать такого давления. Несмотря на то, что работа вроде бы сдвинулась с мертвой точки, психологический климат в новом коллективе не наладился. При каждой встрече Андрей рассказывал, как он боится за жену, просил меня принять часть их работы и дать хоть чуть-чуть денег, чтобы они могли вернуться домой.

"Да не верь им, разводят они тебя, как мальчика", - советовали друзья. "Это не твои проблемы, пусть с ними разбирается фирма", - говорили коллеги. До сих пор не знаю, почему я так поступил, но через пару дней такого прессинга я уговорил жену принять плоды труда у Андрея и Лены и выдал им полторы тысячи рублей на дорогу. После их отъезда стало ясно, что недоделок братья-молдаване оставили на гораздо большую сумму, чем можно было предположить. При свете дня жена увидела, что краска, которой они закрашивали обои в гостиной, легла очень неровно, а между плинтусами и стенами полно щелей. Между тем фирма окончательно выбилась из графика: не помогла даже специально переведенная с другого объекта женщина-плиточница.

- Значит так, денег ты получишь гораздо меньше, чем планировал, все-таки сделал ты ремонт на две недели позже, - произнес свой вердикт бригадиру хозяин фирмы. - Сейчас мы уточним недоделки, а потом посчитаем плюсы и минусы. Мы ведь потратили очень много денег из своих на материалы, - сказал он, обращаясь уже ко мне с женой.

Все согласно кивнули. Самые любимые праздники - Новый год, мой день рождения, Рождество и Старый Новый год, которые мы с женой мечтали отметить в новой квартире, к тому моменту были безнадежно испорчены. Это все было в минусе. В плюсе оставались сэкономленные 400 долларов, отремонтированная, хоть и с грехом пополам, квартира и бесценный опыт. Теперь я знаю, что такое доборы и откосы, в какое время суток нужно принимать работу у обойщиков, сколько стоит вывоз строительного мусора, чем замазывать стыки, и совершенно точно осознал, что я никогда не буду заниматься бизнесом по ремонту квартир. Единственное, чего я не знаю, хватит ли у меня решимости сделать ремонт еще раз: нормальные люди на одни и те же грабли дважды не наступают - они наступают на новые.

p.s.
Эта тема практически неисчерпаема, каждому хоть раз в жизни приходилось делать ремонт, поэтому свои истории и комментарии - правильно ли поступил автор материала, присылайте по адресу: abramenko@rg.ru

Товары и цены Жилая недвижимость