30.01.2004 01:20
Общество

Нужна ли религия школе

Текст:  Маргарита Шиц
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3393)
Читать на сайте RG.RU

Андрей САХАРОВ, академик, директор Института российской истории РАН:

- Основные этапы нашей истории неотделимы от истории церкви. Мы должны быть объективны и, значит, противостоять мифам о себе и о времени. Мне кажется, что свою роль в этом должно сыграть включение в сегодняшние учебники глав по истории церкви - с ее героями и антигероями.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования РФ:

- Я никогда не говорил, что предмет "Основы православной культуры" должен быть включен в обязательном порядке в школьную программу. Министерство образования и Патриарх всея Руси тоже поддерживают такую позицию: надо предоставить право школам самим решать, вводить или не вводить такой факультатив. Это происходит только на добровольной основе: при желании детей и их родителей, с согласия администрации школы и органов управления образования и при наличии кадров преподавателей.

Создан совместный координационный комитет министерства и Московской Патриархии, который курирует эту работу. Но, еще раз подчеркну, никто насильно вводить этот предмет в школы не собирается.

Франсуа ДЮБЕ, профессор социологии, научный руководитель Высшей школы социальных исследований (Франция):

- Во Франции есть государственные и частные школы. Последние могут принадлежать и Церкви. Частные католические школы посещают около 17 процентов учащихся. Но образовательные программы, по которым обучаются во всех школах, одинаковы. Существует государственный стандарт. Религиозное воспитание - лишь незначительная часть обучения в частных школах, которая не входит в программу. Если родители хотят, чтобы их дети посещали эти предметы, они доплачивают разницу между общим и дополнительным образованием, так как государство финансирует частное католическое образование. Опросы показывают, что родители чаще выбирают школу не из-за религиозных предметов, а просто потому что преподавание в ней сильнее.

Мое мнение: школа должна оставаться светской и преподавать религиозную историю и культуру именно со светских позиций. В обществе есть сторонники ввести предмет религии в программы школ. Но даже не все верующие с этим согласны. Они боятся, что религию будут преподавать формально, без веры, тем самым отвращая детей от Бога.

МЕФОДИЙ, митрополит Воронежский и Липецкий:

- Считаю так: не стоит вводить в школу богословские дисциплины. Для этого есть духовные школы, семинарии, академии, училища... Мы же не ставим вопрос о том, чтобы катехизис преподавался в школах! Но, с другой стороны, историю Отечества, историю нашей религии мы должны знать. При этом совсем не обязательно после уроков строем идти в храм.

Владимир НИКИТИН, доцент кафедры религиоведения Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена:

- Одно из положений Закона "О свободе вероисповеданий" гласит: "Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии". В современной социальной ситуации богословие может преподаваться только на условиях полного факультатива, то есть на условиях добровольного согласия родителей и не за государственные деньги. В пособиях по этому предмету также необходима пометка, что они рекомендованы к изучению "вне рамок образовательной программы". А если этих слов в пособии нет, то мы вправе спросить: куда смотрит прокурор?

Владимир ВОРОБЬЕВ, протоиерей, ректор Свято-Тихоновского богословного института:

- Светское образование может быть и религиозным, и атеистическим. Оно может окрашиваться любой идеологией. Министерство образования уже согласилось с тем, что толкование термина "светский" как "атеистический" совершенно неточное. И не случайно в государственный классификатор специальностей введена теология, то есть богословие, подобно тому, как это имеет место в европейских странах и Америке. Богословие как учебный курс получает распространение в нескольких государственных вузах, где появляются факультеты теологии. Разработан и утвержден поликонфессиональный государственный образовательный стандарт по специальности "теология".

Никакого конфликта между государственным и религиозным образованием быть не должно. Государство обязано предлагать свои образовательные услуги в зависимости от запросов своего народа. Если значительная часть народа выбирает православие среди других мировоззрений или просто признает себя преемниками православной культуры и хочет дать своим детям православное образование, то государство должно предоставить им такую возможность.

Но не может быть и речи о том, чтобы православное образование стало обязательным для всех. А вот доступным - другое дело.

Александр ШИШЛОВ, глава Комитета Госдумы прошлого созыва по образованию и науке:

- Надо уважать российскую Конституцию, в которой написано, что Российская Федерация - светское государство, все религии имеют равные права, а кроме того, есть еще право людей не верить в Бога. Я против огосударствления религии.

Образование Религия