30.01.2004 04:10
Общество

Дашь пять рублей - скажу

Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3392)
Читать на сайте RG.RU

Конференция о подростках 7ya.ru

Автор неизвестен: "Решила попробовать применить на старшем сыне (ему 12). Договорились: за каждую пятерку он будет получать по $1. "Мне нравится ход твоих мыслей!" - послышалось в ответ. Для информации: способный, ленивый, в 7-м классе, последние годы оценки варьировались от "5" до "2" и в обратном порядке. Прошло полгода, и могу сказать со всей уверенностью, что результаты превзошли все ожидания. В табеле только одна четверка! Фантастика! При этом у него начал вырабатываться метод по "оплате". Он мне не предъявляет тетради сразу, а копит и, как собирается приличная кучка, выставляет счет.

Не могу сказать, как долго это продлится. Решился сам по себе вопрос и карманных денег. Работа. Очень просится на работу, ну хоть на какую. Хочет много денег. Пока работает у нас же "нянем" с младшим братом. Даже перерабатывает, но сверхурочных не просит. Начал изучать книгу Visual Basic и готовится давать платные консультации папе. С удовольствием бы отправили куда на работу на лето, хоть на лесоповал, но здесь такого вроде нет, а легальный возраст для работы - 13.

Gibrid: "НЕТ универсальных моделей построения каких бы то ни было (финансовых, трудовых и т.д.) отношений с собственным ребенком. Более того - даже с двумя разными детьми нужны разные модели. Иногда в качестве примера я привожу опыт других мам и пап (с которым я сталкивалась многократно!), и этот опыт не помог мне и помог кому-то. Поэтому, не снимая с себя ответственности за высказываемые идеи, все же замечу, что люди применяют их добровольно и на свой страх и риск. Теперь по теме.

Буквально только что обменялись с мужем мыслями по этому поводу. И пришли к выводу, что деньги, выступая начальным СТИМУЛОМ для повышения успеваемости, дают и гораздо больший, пролонгированный эффект. Ведь, так или иначе, ребенок выходит на определенный социальный уровень (он становится компетентным учеником) и образовательный (он начинает больше знать!).

Если честно, то для нашего ребенка деньги не смогли бы стать таким мощным стимулом к повышению успеваемости. А вот труд в "о-о-о-чень теплую летнюю погоду" быстро сориентировал его на достижение другой жизни. Намеренно ограничивать его или морить голодом мы не можем, а потому ему сложно представить, что такое бедность или невозможность получить то, что хочется. Все его потребности практически удовлетворяются (и они не сверхъестественные). По поводу платных консультаций папе.

Муж мой засмеялся и сказал, что в данном случае это момент позитивный. Ведь это в кайф - показать, что ты можешь быть компетентнее отца до такой степени, что он (!) согласен (!) тебе (!) за это (!) заплатить (!). Мне же тут же вспомнилась одна идея, которую уж не помню где услышала. В Америке было развернуто целое движение для того, чтобы малочитающие детки читали больше. Взрослым предлагалось платить детям по $1-2-3 за чтение какой-то книги (страницы).

Например, приходит в гости дядя Сэм, а школьница говорит: "Давайте я вам почитаю! Я коплю на бейсбольный мяч!" Конечно, выглядит и смешно, и кощунственно. Но я бы не рассматривала это как цинизм. Я в Америке никогда не была, но понимаю, что эти товарно-денежные отношения - своего рода общественная игра. И взрослые согласны платить детям за мелкие услуги как за профилактику воровства (зачем красть, если можно заработать?), насилия (легче что-то сделать, чем загреметь в полицию за то, что отобрал деньги у кого-то) и т.д.

Каждый, видимо, знает немало примеров, когда родители, лелеящие ребнка, в старости сталкивались с его неблагодарностью или наоборот. Мне кажется, что не от финансовых отношений это зависит..."

Карина: "Плохого здесь несколько вещей: практика оплаты вытекает из практики существования оценок и влияния их на возможность поступления в вуз. Есть такой тонкий момент, как относительная эффективность обучения. Например, у ученика 1-го класса хорошие способности, и он за год научился решать задачи 6-го уровня сложности, хотя раньше умел только 4-го; другой похуже соображает, он с первого уровня сложности добрался до 4-го, возможно, он всегда будет отставать от первого, но его относительная эффективность выше: он поднялся на три уровня выше, а первый - только на два. Отражает это оценка? Вряд ли. Поэтому не нравится мне система поощрения детей деньгами за оценки. Мне казалось, что в противовес школе родители должны проиучать к самостоятельной ценности знаний независимо от оценки. Что касается чтения, то превратить удовольствие для себя в товар для других могут только американцы, тут мне не понять".

Irina: "Хорошо, допустим это неправильно. Тогда пусть ходит по уши в тройках и клянчит на карманные расходы.

Кому будет лучше? Чем мне бегать, искать, договариваться, нервничать, для того чтобы побыть 1-2 часа с малышом, я лучше попрошу сына. И волки сыты - и овцы целы".

Ket: "Для меня вышеописанный подход вообще непонятен - в семье вроде все общее. Сын, услышав о такой системе, сказал следущее: "Это все равно что перекладывать деньги из одного кармана в другой - у нас вместе от этого ничего не прибавится. Даже если бы мне в школе платили эти копейки, то все равно глупо, по сравнению с вами ничего бы не заработал". Я вообще не обсуждаю с ним методы воспитания, но тут не удержалась. Он вроде до конца не поверил и долго смеялся.

Может, это потому, что он сам умеет ограничивать себя в карманных деньгах. Я просто время от времени спрашиваю, не кончились ли они у него. Когда хочет игрушку купить, просит дополнительную сумму. Ну и так далее. "Луны с неба" никогда не просил, а отказывать в том, что для нас просто и легко, - глупо".

Конференция на ту же тему
 www.anastasiaclub.ru/ 
(Родовая земля)

Batyr: "Я воспитывался в атмосфере безграничной Любви: если в семье деньги были и были у меня потребности (в 8-13 лет), то я их получал без всякой заслуги. Если что-то надо было сделать по дому, для семьи, то я делал из Любви к близким, не за деньги. Получается, что на практике у нас был принцип коммунизма - от каждого по способностям, каждому по потребностям.

Я не знаю, каким образом в меня вложили понимание, что потребности в деньгах должны быть соизмеримы, но я никогда не конфликтовал дома из-за денег. И первую свою получку я отдал матери с условием, чтобы она купила себе подарок - платье, очень хотелось ответить взаимностью. А сейчас я не знаю, как я заплачу сыну за работу по дому. Он хочет помогать везде и во всем, а я ему деньги за это буду давать? Наверное, если не отбить у него охоту помогать от души, то и потом стимул денег не понадобится..."

Михаил Шайденко: "Платить ребенку за работу по дому - ДУРДОМ! Я мальчишкой участвовал НА РАВНЫХ в жизни СЕМЬИ: делал то, что по силам, меня всегда спрашивали, что я думаю по поводу, скажем, где разбить грядку для маминых цветов, или как лучше сделать полочку для обуви. Сколько себя помню - лет с 4-х - столько и спрашивали. И пусть я иногда говорил заведомую ерунду, я до сих пор помню, что ко мне относились с уважением, как к равному!

Когда был не прав, мне мягко (или жестко, это уж по ситуации) объясняли почему. Конечно, помню пару-тройку сильных обид. Но дело-то в том, что я чувствовал ВНИМАНИЕ со стороны мамы и дедушки с бабушкой. С дочкой я стараюсь строить отношения по такому же принципу - уважение и любовь.

А деньги... деньги у нас в семье всегда были общими, и также сообща решаем, куда их тратить".

Жанна К.: "Помощь должна быть от души, от желания участвовать, помогать, а не за материальное поощрение. А если я не смогу выдать награду - помогать не станут, значит? Или обидятся, что не наградила? И правда - дурдом. А потом... Вроде мысли у меня правильные, но результат "лажовый" от такого воспитания, признаюсь честно. Не убирают за собой. Или прямым текстом: "Не хочу", или "Хорошо, уберу попозже", и это позже никогда не наступает. Сама такая была, не любила помогать по дому, и чувства детей понимаю поэтому. Нет у них стимула убирать за собой. Им разбросанные игрушки, книжки и пр. совсем жить не мешают. Могут днями не замечать. Получается, заставляешь.

Есть способ - начать убирать самой, превращая это в интересную игру и вовлекать детей. Пробовала - начинают и бросают, находятся более интересные дела, а ты, мама, сама в уборку поиграй.

Пробовала ничего не говорить, пробовала шутить, пробовала бить на жалость - устала мама, кто маму любит и поможет, чтоб не так уставала. Любят больше всех, но помогать - с таким скрипом.

Теперь представила, что бы было, если бы награждала чем-то. Убрали бы? Еще как!

Выбирать между своими высокими принципами, что за помощь платить аморально, которые реально не работают и между низким, материальным, интересом, который работает... Склоняюсь к тому, что хочу РЕЗУЛЬТАТА!

Практика наших мам и нас самих показывает очень наглядно, что в благих намерениях не приучать детей к оплате труда пользы нет.

Образ жизни Социология