Агентство социальной информации презентовало две международные системы таких стандартов, предварительно проведя серьезную работу по переводу этих документов на русский язык. Параллельно за "круглым столом" эксперты обсудили модную сегодня тему социальной ответственности бизнеса.
Надо сказать, что в основе обоих вариантов социальной отчетности изначально заложен принцип добровольности - компании никто не заставляет "открывать карты" и показывать свою "кухню". Более того, компания вправе решать, все ли из многочисленных критериев, к примеру, заложенных в стандарт GRI, она будет показывать в своих отчетах, или ограничится лишь их частью. Критериев очень много. В экономический раздел, к примеру, входят сведения о поставщиках и потребителях продукции, персонале (зарплаты, пенсионные отчисления, социальные выплаты), взаимоотношения компании с государством (налоги) и обществом (пожертвования и прочая благотворительность). Раздел по экологии подразумевает, что компания отчитается, как расходует сырье, использует энергию и воду, какими выбросами и отходами сопровождается производство. Социальные "реперы" - это организация и безопасность труда, соблюдение прав работников, ответственность фирмы за то, что она производит - от элементарного обеспечения безопасности товара до обязательств по корректной рекламе.
Задекларировав и обнародовав все это, бизнес таким образом демонстрирует свою открытость и готовность идти навстречу обществу. До какой степени - каждая из компаний решает самостоятельно. Но во всяком случае за пять лет существования новых стандартов по этим правилам стали "играть" уже более 40 процентов американских компаний и почти 70 - европейских. А в Великобритании вообще уже 60 инвестиционных фондов выбирают поле для инвестирования только с учетом социальной составляющей. Общество тоже не остается в долгу: социальные индикаторы помогают компании занять более высокую строчку в рейтинге.
Понятно, что влиться в мировой рынок российскому бизнесу, тем более, рассчитывать на серьезные зарубежные инвестиции, невозможно, если мы не станем играть по общим правилам. Но в России, как водится, имеются и свои "национальные особенности". По мнению вице-президента РСПП Евгения Гонтмахера, если в 90-е годы речь шла об элементарном выживании экономики страны, то сегодня этот этап пройден, причем без больших социальных катаклизмов. Но в то же время понятие "социальная ответственность бизнеса" у нас крайне политизировано. Четкие ориентиры, которыми бы мог руководствоваться крупный производитель, выстраивая планы на будущее, до сих пор не определены.
Конечно, предпринимателям можно посочувствовать: разговоров о снижении налогового бремени у нас пока куда больше, чем собственно снижения. "Административный ресурс", сколько ни толкуют об административной реформе, также в полном порядке. Однако, если уж на то пошло, и отечественный бизнес - вовсе не такая уж бедная "овечка". 30-миллиардный долг по зарплате работникам, накопленный в то самое кризисное десятилетие, до сих пор числится за негосударственным сектором экономики и практически не уменьшается. Этот кредит, который в сущности предоставило население бизнесу (именно благодаря этому в первую очередь и не рухнула российская экономика), окончательно превратился не только в беспроцентный, но и в бессрочный...
Что касается сегодняшней, куда более благополучной ситуации, предприятия по-прежнему предпочитают "обходить" государство, выплачивая "серые" зарплаты работникам. Неформальные, нелегальные отношения, несмотря на все усилия госмашины (плоская шкала подоходного налога, пенсионная реформа), продолжают процветать. Самый свежий пример: отмена 5-процентного налога с продаж. Идея была - помочь продавцу и помочь населению, потому что платил-то налог никто иной, как покупатель, клиент, пассажир. Теперь, после того, как отмена налога практически не сказалась на ценниках, выясняется, что вся выгода от отмены "и должна была" осесть в кармане продавца - ему еще надо "дозреть" в условиях свободного рынка, чтобы снизить цены в результате жесткой конкуренции, а не потому, что он думает о "социальной составляющей" своего бизнеса.
Социальные обязательства государства тоже медленно, но верно "играют на понижение": сокращаются объемы обязательного медицинского страхования, введены ограничения выплат по больничным, бесплатные и льготные санаторные путевки остались в прошлом. Дальнейшие перспективы вряд ли прибавят оптимизма: взят курс на уменьшение единого социального налога, что автоматически означает дальнейшее урезание расходов внебюджетных социальных фондов. Так что, по признанию Евгения Гонтмахера, не только бизнес пока далек от "социальной ответственности", но и государство опекает своих граждан так, что, если, допустим, попросись мы сегодня в Европейский Союз, - нас по этим самым "социальным стандартам" к нему близко не подпустят...
Увы, это только по европейским порядкам "социально ответственное поведение компаний" должно "удовлетворять требованиям более строгим, чем это установлено законом", "осуществляться добровольно и служить общим долгосрочным интересам бизнеса и общества". Нам до этого "калашного ряда" расти и расти. Хотя, как отметили участники "круглого стола", две "продвинутые" российские компании (впрочем, одна из них - международный консорциум, ведущий бизнес в полутора десятках стран) уже "примерили" международные стандарты к нашим российским реалиям.
Справка "РГ"
По таким стандартам живут "продвинутые" иностранные компании
1. "Стандарт AccountAbility 1000 (AA1000)".
Разработан британским Институтом социальной и этической отчетности в 1999 году. Это базовый стандарт, который устанавливает принципы, которым компания обязуется следовать, чтобы отчитаться за свои показатели, а не уровень показателей, которого компания должна достигнуть.
2. "Руководство по отчетности устойчивого развития".
Разработано при содействии ООН в рамках Глобальной инициативы по отчетности (GRI). Первая версия появилась в 2000 году. Включает конкретную и детальную систему показателей по трем направлениям: экономическому, экологическому и социальному.