03.02.2004 17:36
Общество

Уфа. Священная треть

Власти менялись, но Курбан-байрам отмечали всегда
Текст:  Шамиль Валеев (Уфа)
Российская газета - Волга - Урал: №0 (3395)
Читать на сайте RG.RU

Курбан-байрам, или Гайд-аль-Адха, – самый большой праздник для мусульман, самый главный день в году для миллиарда правоверных планеты.

 

Ритуальная часть Курбан-байрама, видимо, смутит тех, кто видит мясо лишь в виде полуфабрикатов и горячо выступает за гуманное обращение с животными. Да и история, связанная с его появлением, не очень подходит под модные каноны политкорректности. Многое из Библии, Корана, Торы и других средоточий мудрости, произойдя в наши дни, привело бы современника в смятение.

 

Однако против священных писаний не попрешь: Создатель, чтобы испытать крепость веры и готовность отдать самое дорогое, пророку Ибрагиму (известному также как Авраам) приказал совершить обряд жертвоприношения над собственным сыном. А когда убедился, что намерения его серьезны, разрешил заменить молодого человека животным. Жестокий, но милосердный урок остался на скрижалях, а безропотный агнец стал символом для каждого, кто готов доверить самое дорогое в своей жизни Создателю.

 

Для многонациональной России, следуя заокеанским поветриям, позволить себе раскалывать людей по конфессиональному признаку, не учитывать своеобразия обычаев и традиций ее сыновей и дочерей  — слишком большая роскошь. Здесь не первое тысячелетие живут и трудятся люди с разным разрезом глаз, оттенком кожи и религиозными убеждениями. Потому, когда в Татарстане, Башкортостане, Карачаево-Черкесии, Абхазии, Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии наряду с Пасхой и Рождеством официально и всенародно празднуется Курбан-байрам и Ураза-байрам, люди разных конфессий ходят друг к другу в гости с угощением и светлыми лицами. Тем более что в Курбан-байрам мусульманин просто должен угостить своего соседа мясом жертвенного животного. По правилам, барашек делится на три части: одна с помощью служителей мечети раздается неимущим, идет в общий казан, из второй готовится вечерняя трапеза для родни и соседей, третья остается у жертвователя.

 

Самое интересное, что в годы, когда настойчиво проповедовался атеизм, после того как были обезглавлены и переделаны под картофельные склады церкви и мечети, когда тысячи священников были стерты в лагерную пыль, в мусульманских деревнях Курбан-байрам отмечали всегда. Айсылу-апа Багаутдинова вспоминает из своего детства, прошедшего в селе Старокалмашево Чекмагушевского района Башкирии:

 

– Как сейчас вижу подводы с кусками парного мяса, которые стоят у ворот Насыр-бабая, и он каждому проходящему вручает его долю. А в семидесятые годы стариков, знающих обряды, не осталось, потому всем заправляли грамотные бабушки, которые читали молитвы, давали имена младенцам, провожали ушедших. Хотя говорят, что женщин в исламе притесняют, все же именно благодаря набожным старушкам и сохранилась у людей вера.

 

Сейчас Курбан-байрам пришел и в большие города. В Уфе, например, можно найти пять-шесть популярных мечетей, где организована продажа жертвенных животных, места для «правильного», халяльного забоя барашков. Там с самого утра оживленно, рады и крестьяне, которые могут продать набожным горожанам барашка в живом весе, дорого и без особых хлопот, прямо с «КамАЗа». Цены и вправду кусаются: в этом году одна рогатая голова обходилась в 1800-2500 рублей.

 

Резать и разделывать барана самому вовсе не обязательно — для этого есть спецы, почти хирурги. Помимо соблюдения религиозно-гигиенических формальностей (расположить животное правильно по отношению к Мекке, мыть руки, не оставлять в мясе ненужных жидкостей), есть в халяльном забое и кулинарный секрет. Если животное будет брыкаться от смертного страха в руках у неумелого «резчика», то в мясе появится привкус адреналина, который испортит все блюда. Потому, например, в уфимском исламском институте-медресе имени Марьям Султановой ректор Ильдар Малахов даже принимает своеобразный «зачет» по халяльному забою скота у юных шакирдов-студентов. Прихожане любят, если обряд совершит сам уважаемый имам-хатиб мечети, потому с него спрос особый.

 

Чтобы очутиться в мечети на проповеди, нужно встать пораньше. Не все правоверные Уфы могут попасть на главное действо, поэтому народ пришел одетым по зимней моде — валенки и шубы помогли сохранить праздничное настроение, несмотря на 20-градусный мороз. Во дворах мечетей дымились огромные казаны с «правильно приготовленным» пловом для всех желающих. А у тихой мечети Гуфран, расположенной рядом с закрытым мусульманским кладбищем, обряд совершал имам-хатиб Нух Хасанов, посвящая правоверных в подробности:

 

– Приносите жертву по возможности, исходя из вашего благосостояния, лишь бы помыслы были обращены  к Всевышнему и не забывайте своих предков, духи-арвахи которых ждут от вас упоминания в молитвах.

 

И только ночью пришла горькая весть из Саудовской Аравии, где во время столпотворения погибло 240 человек, совершающих финальный обряд паломничества. К счастью, из 5 тысяч российских мусульман, которые среди почти трех миллионов собратьев со всего мира поехали в Мекку в этом году, никто не пострадал. По исламской традиции считается, что души тех, кто оставил этот мир по дороге к Каабе, прямиком направляются в рай.

Образ жизни Религия Башкортостан Уфа Башкортостан