- Господин президент, по многим оценкам, Сербия и Черногория - проблематичное государство. Находится на распутье. Нашим читателям интересно узнать "из первых уст", что по этому поводу думает политик с позиции номер один в Белграде.
- Государственное содружество Сербия и Черногория идет по ясному и демократическому пути. Пути европейскому. Это утверждено Белградским соглашением, которое реорганизовало бывшую Союзную Республику Югославия в СиЧ. Подтверждено демократическими реформами. Прежде всего возвратом СиЧ в полноправное членство Совета Европы, преобразованиями в армии, полным установлением над ней гражданского контроля. Об этом свидетельствует развитие регионального сотрудничества, как и, что самое главное, высокая степень взаимопонимания и демократического компромисса в отношениях Сербии и Черногории. Это доказывают, в частности, последние выборы в Сербии, где свыше 60 процентов граждан голосовали за такую политику. Аналогичная поддержка и в Черногории. Недоразумения и конфликты из периода правления Милошевича - в прошлом. Обе республики работают, к примеру, над реализацией соглашения о гармонизации экономических отношений с целью создания единого рынка, что предусмотрено конституционным уставом, над выработкой платформы подключения к Евросоюзу. Ожидаем, что эта работа будет успешно завершена.
- Сильно надеялись, что после Милошевича будет лучше. И в Сербии. И в Черногории. Однако, похоже, вышло наоборот.
- Во времена Милошевича Югославия была в изоляции. Ныне Сербия и Черногория участвуют в процессах европейской интеграции. Тогда страна находилась в состоянии войны с НАТО, сегодня - на этапе подключения к ее программе "Партнерство ради мира". При Милошевиче не было сотрудничества с соседними странами, теперь СиЧ во главе новых процессов развития доверия и сотрудничества ради стабильности в балканском регионе. И, конечно же, только после Милошевича стали возможны насущные хозяйственные реформы, без которых нет развития экономики, материального и общественного прогресса. Конечно, это не означает, что ныне нет проблем. Но это уже другое: если мы говорим о праве на доброе будущее, то не стоит опираться на дурной опыт прошлого.
- Беспрецедентный в истории современной Европы кризис власти в Сербии, без стабильности которой, ясно, не может быть прогресса ни в СиЧ, ни в регионе. Подняли голову албанские сепаратисты в Черногории. Вновь кое-где заговорили о том, чтобы сербам и черногорцам навязать международное управление по примеру Косово.
- В Сербии состоялись демократические парламентские выборы. Идет процесс формирования правительства, который, верю, завершится быстро и в интересах граждан республики. Они голосовали за демократическую Сербию, за Сербию вместе с Черногорией в Европе.
А проблему Косово можно решить лишь терпеливым диалогом с участием всех авторитетных международных сил. На наш взляд, сегодня самое главное - предотвратить дальнейшее насилие и этническую чистку Косово, обеспечить возвращение в край и безопасное проживание неалбанского населения.
Причем речь идет не только о Косово, но и о регионе в целом и его стабильности. Не только о политическом статусе Косово, но и о роли албанского народа в развитии региона. Речь идет об общей готовности демократическим путем достичь мирного решения в западной части Балкан. СиЧ, исходя из резолюций Совета Безопасности ООН, остается конструктивным участником выработки приемлемого для всех решения данной проблемы.
- 2005 год, между тем, обещает быть решающим для СиЧ. Предусмотрены переговоры о статусе Косово. Верхушка Черногории не скрывает желания отсоединиться от Сербии.
- Некоторые могут сказать, что Сербия и Черногория объединились в содружестве временно, чтобы через три года решить - оставаться ли и дальше вместе. Это ошибочное предположение. Мы не намерены ждать, когда пройдет время, мы намерены использовать это время для повышения нашего же благополучия. Это, собственно, главная цель создания государственного содружества. Убежден, что будущее СиЧ в руках ее граждан.
- Путь Сербии и Черногории в Европу не усыпан розами. Какие сигналы Евросоюз и НАТО шлют Белграду по поводу запланированной интеграции СиЧ в эти альянсы?
- Прежде всего подбадривают и поддерживают. Мы это ценим. Без такой поддержки многие процессы реформ и демократизации шли бы медленнее. Есть, конечно, послания, которые наша общественность расценивает как давление. Несмотря на успешное сотрудничество с Международным трибуналом по бывшей Югославии, отношения с ним все еще остаются проблемой на нынешней фазе интеграции в упомянутые союзы. Потому что в прошлом мы были "сомнительны", а теперь от нас требуют доказательств, что мы не виноваты. Это не всегда справедливо, но, к сожалению, это суровая реальность. А она часто ведет вас по краю пропасти - между самоизоляцией, с одной стороны, и согласием на "вечную вину", с другой. Между такими крайностями мы будем настойчиво продвигать наше сотрудничество с европейскими и международными друзьями, будучи глубоко уверенными, что общая для Сербии и Черногории цель, как и для всей Юго-Восточной Европы, - это утверждение европейских и демократических ценностей жизни.
- Россия, Сербия, Черногория - традиционная дружба. По некоторым оценкам, Москва дистанцируется от событий в СиЧ, как бы перепоручив США и Евросоюзу главную роль на этом пространстве. Как президент Марович видит свою роль в активизации двусторонних отношений с Россией? И можно ли ожидать в ближайшее время встречи на высшем уровне руководителей двух стран?
- Дружба между нашими странами и народами, естественно, существует. Это ценное преимущество для наших будущих отношений. Но нынешнее время не терпит пустых речей. Нужны конкретные шаги и дела. В той мере, насколько будем сотрудничать, настолько реально станем ближе друг другу. Надо связывать людей из сфер бизнеса, экономики, культуры, политики. Причем на конкретных проектах. Мы к такому сотрудничеству готовы. Что касается меня, то хотел бы лично внести вклад в развитие на деле отношений с Россией.