Санитарную книжку, где указаны результаты медицинских осмотров и анализов, должен иметь каждый продавец на рынке, каждая нянечка в детском саду и каждая маникюрша в самой захудалой парикмахерской. Это обязательное условие работы для поваров, медиков и даже грузчиков продовольственных магазинов. В общем, в Новосибирске, где предприятий сферы услуг "как грязи", санкнижку должен иметь чуть ли не каждый второй житель. Повышенным спросом на этот документ и воспользовались местные чиновники от медицины.
До 2000 года бланки санкнижек могли изготавливаться, грубо говоря, где угодно. А вот в 2000 году Минздрав РФ выпустил приказ - печатать санитарные книжки только в типографиях Гознака (таких типографий в России три - в Москве, Перми и Ижевске). Монополия была введена неспроста: в то время кустарные подделки санкнижек изымались в России сотнями. Ради сохранения здоровья нации Минздрав и принял новые бланки с несколькими степенями защиты. Книжка стала документом строгой отчетности - был создан их государственный реестр. С 2000 года и по сей день каждой российской санкнижке присваивается индивидуальный номер, на ней ставится штамп "сделано на предприятии Гознака", а также указывается код региона, где эта книжка используется.
Но новосибирские санитарные врачи решили не усложнять себе жизнь. Действительно: зачем отправлять заказы на бланки санкнижек в Москву и потом ждать, когда их там напечатают и пришлют в регион? Зачем отдавать в федеральный бюджет деньги, полученные от продажи книжек населению? Ведь в конце концов все можно сделать на месте!.. Поразмышляв над этим, главврач Новосибирского центра госсанэпиднадзора Александр Акулов в нарушение всех приказов заказывать санкнижки в Москве не стал. Он "подарил" эти государственные полномочия автономной некоммерческой организации, созданной при Центре Госсанэпиднадзора. Более того, он лично вошел в попечительский совет этой милой фирмы, которая вместо сбора пожертвований занялась незаконным производством и выдачей санкнижек. Некоммерческая организация заключила договор с частной типографией, и... настоящие санкнижки в Новосибирске вообще не появились.
Подделки стали печатать в одной из мелких заводских типографий Новосибирска. Рисковали не слишком: несведущий человек отличить сибирскую книжечку от настоящей никак не мог по той простой причине, что подлинной гознаковской книжки в Новосибирске никогда не видели. На фальсификатах нагло ставился и штамп предприятия Гознака, и код региона - вот только не Новосибирской области, а Приморского края. Тут же, без всякой лицензии, штамповались и голографические марки для книжек - их изъяли аж 95 тысяч штук. Масштабы "санкнижной" деятельности были отнюдь не хилыми: 6000 книжек в месяц, не менее 50 000 в год. За три с лишним года, по сведениям УБЭП, в типографии изготовили как минимум 150 тысяч подделок. Причем не только для Новосибирской области: в типографии изъяли журнал учета продукции, и там значатся такие регионы, как Кемерово, Томск, Алтай, Чита.
Продукцию медики успешно реализовывали через ту же некоммерческую организацию - народ платил медикам за подделку 31 рубль. Какая часть денег шла на оплату услуг типографии, а сколько получали сами организаторы аферы, сейчас выясняется. Но ясно, что федеральный бюджет в течение трех с лишним лет оставался без гроша - ущерб, нанесенный государству, будет определен следователями областной прокуратуры.
Кроме того, в данный момент решается, как будет проходить обмен фальшивых санкнижек на настоящие. Изымать подделки у народа в любом случае придется, но заставят ли обманутых продавцов и воспитателей платить за экземпляры второй раз? Это пока неизвестно. Возможно, предположил замначальника УБЭП Новосибирской области Евгений Уфимцев, государство выдаст новые книжки людям бесплатно, а ущерб взыщет с виновных через суд.
Любопытно, что выдача фальшивок в здании городского Центра госсанэпиднадзора продолжается и сегодня. Заслуженный врач России Александр Акулов заявил нам, что "никаких поддельных книжек в Новосибирске нет". Главный санитарный врач считает, что он действовал строго в рамках закона, не допустив монополизма Гознака.