На вопросы отвечает министр образования РФ Владимир Филиппов
"На половину специальностей в московские вузы будут принимать с результатами ЕГЭ. Если судить по прошлому году, когда провинциалы вытеснили москвичей при поступлении в Высшую школу экономики, столичного выпускника-2004 ждут большие неприятности. Почему такая несправедливость?"
Понаморенко Евгения, Москва.
- Наоборот, у москвичей будет небывалый карт-бланш. В этом году через ЕГЭ пройдут 64 региона. Эксперимент принял такой масштаб, что мы не могли допустить, чтобы три четверти российских выпускников не смогли опробовать свои силы и в московских вузах. Но Москва отказалась проводить "единый" для своих школьников, тем самым поставив их в невыгодные по сравнению с провинциальными абитуриентами условия. Поэтому с согласия столичной мэрии Министерство образования России приняло решение провести в Москве ЕГЭ на следующих принципах. Во-первых, добровольное участие московских одиннадцатиклассников. Во-вторых, ЕГЭ будет проводиться по пяти предметам: математика, физика, русский язык, химия и биология. То есть понятно, что ЕГЭ будут сдавать в основном те ребята, кто собирается поступать на технические и естественные специальности.
В-третьих, все учебные заведения столицы, кроме МГУ, должны выделить пятьдесят процентов специальностей, на которые будут принимать документы по итогам "единого" от детей как из Москвы, так и из регионов. А в июле эти вузы будут принимать обычные вступительные, но по стобалльной системе, совместимой с оценкой по ЕГЭ. Никаких квот "егэшникам" выделять не предполагается. Просто вузы будут сравнивать результаты тех, кто сдал ЕГЭ, и тех, кто поступал обычным способом, и выбирать лучших по баллам. В этом году московский школьник, решивший попробовать свои силы в ЕГЭ, имеет колоссальные преимущества даже перед своими одноклассниками. Первое - ему автоматом засчитываются выпускные экзамены в школе. Второе - он может отдать свои результаты в 10-15 вузов Москвы. И главное, в июле он имеет право еще раз сдать экзамен в вуз обычным способом. У тех же московских одиннадцатиклассников, кто не захочет сдавать ЕГЭ, будет только одна попытка.
Сейчас мы ведем работу с высшими учебными заведениями и уточняем список тех специальностей по вузам Москвы, по которым будут принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ.
В конце февраля он будет опубликован.
"В прошлом году в контрольно-измерительных материалах по истории были вопросы, которые рассчитаны на общую эрудицию школьника, а не на конкретные знания по программе. К примеру, цитировались авторы, которых, согласен, культурный человек знать должен, но в школьном курсе их не упоминают. Что сделано в этом году, чтобы избежать таких оплошностей? Какие изменения подобного характера внесены в тесты?"
Преподаватель истории Кротков В.И.
- Это действительно были оплошности. И они возникают не только при сдаче заданий ЕГЭ, но и на обычных экзаменах. К нам часто поступают жалобы, что во время сдачи вступительных испытаний вузы включают в билеты вопросы, выходящие за пределы школьной программы. Если экзаменуемый сумеет доказать свою правоту, мы готовы отменить результаты экзаменов, в какой бы форме они ни проводились. Для того, чтобы неприятностей, о которых пишет читатель, не происходило, к составлению тестов ЕГЭ мы в обязательном порядке будем привлекать учителей. Без экспертизы школьных педагогов и методистов, контрольно-измерительные материалы выпускаться не будут. Ну а если выпускнику школы вдруг покажется, что от него хотят большего, чем он обязан знать, пусть пишет заявление директору школы, не поможет - заведующему РУНО, вплоть до Министерства образования. Будет создана комиссия, которая и примет решения, соответствует вопрос школьной программе или нет. То же касается и спорных вопросов в вузах.
"В колонке министра в прошлом году В.Филиппов говорил о том, что бюджетники и студенты, обучающиеся на коммерческой основе, имеют равные права: учатся вместе, сдают экзамены у одних и тех же преподавателей. Однако пример некоторых московских вузов, где учатся мои друзья, доказывает другое. На экзаменах бюджетников гоняют по всей программе, спрашивают по полчаса, а "платники" выходят с положительной оценкой через пять минут, хотя все знают, что учатся они спустя рукава. Мы наблюдаем эту картину уже несколько сессий, поэтому не боимся обвинений в предвзятости. Создается впечатление, что, "заваливая" бюджетников, институт стремится к тому, чтобы они перешли на платное обучение. Ведь понятно, что, пройдя уже половину пути, никто вуз не бросит. Мне кажется, что необходимо держать в строгой тайне от преподавателей, кто на какой основе учится. Или строже контролировать процесс сдачи экзаменов. А как думает министр?"
Фролов, Москва.
- В абсолютном большинстве ведущих вузов страны принято решение не разглашать информацию о том, кто учится на платной основе, а кто на бюджетной. Кроме того, мы не рекомендуем делить эти две категории учащихся на отдельные группы. Более того, в связи с интеграцией российского образования в европейскую систему и вступлением России в Болонский процесс, мы планируем в каждом вузе страны создать строгую систему контроля качества образования с участием студентов, преподавателей, и, что особенно важно, работодателей. А последним абсолютно все равно, бюджетник ты или контрактник. Знания должны быть крепкими, а требования на экзаменах к ним - едиными. Это позиция министерства, но многое в этом вопросе зависит и от руководства вуза, от личности преподавателя.
"Газеты обсуждают проблемы школьных учебников истории. Это неудивительно: история - один из самых идеологизированных предметов. Хочет того автор или нет, он обязательно оставит в учебнике "следы" своих духовных и политических пристрастий. Недавно шла дискуссия вокруг пособия Долуцкого. Нам хотелось бы знать конкретно: сколько учебников из тех, которые сейчас можно купить в любом книжном магазине, разрешено для использования в школе? Как узнать, есть министерский гриф или нет?"
Кротких Л.П и К.Н., Новосибирск.
- Мы не знаем, сколько разных учебников предлагают киоски и книжные развалы, которые есть рядом с любой школой. До недавнего времени множество издательств выпускало пособия по истории, а школы их приобретали для преподавания, не спрашивая разрешения в Министерстве образования. Но в июне прошлого года был принят закон, который запретил использовать в школе учебники без министерского грифа "Допущено" или "Рекомендовано". Нужно лишь раскрыть книгу и посмотреть, есть ли соответствующая надпись на ее титульном листе.