04.02.2004 02:40
Экономика

Новые гособлигации

А к сбережениям граждан интерес пропал
Текст:  Татьяна Конищева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3396)
Читать на сайте RG.RU

В прошлом году Минфин внес в Правительство условия эмиссии и обращения ГСО, утверждение которых было необходимо для запуска нового рынка для вложения пенсионных средств (вернее, накопительной части пенсии) в ценные бумаги.

Почему на этот раз Правительство и Минфин не пошли по проторенной дорожке, не стали предлагать вкладывать пенсионные деньги в ГКО и ОФЗ, на наш взгляд, достаточно очевидно. Во всем мире самыми консервативными и надежными инвесторами являются пенсионные фонды. С одной стороны, их вложения помогают развиваться рынку, с другой - они его тормозят в силу объема качественных, но при этом "длинных денег", то есть средств, вложенных на весьма длительные сроки, иногда измеряемые десятилетиями. Поэтому задача ГСО заключается в том, чтобы частично оттянуть на себя те средства, которые придут из пенсионной системы. Таким образом, появление сберегательных облигаций позволит сократить долю либо самого пенсионного фонда, либо управляющих компаний на рынке ГКО-ОФЗ, который требует более быстрого обращения денег.

Новая ценная бумага, пояснили в Минфине, будет размещаться на добровольных началах. А потому как частная, так и государственная управляющие компании будут иметь выбор: либо вложиться в рынок ОФЗ, либо инвестировать свои средства в ГСО. Размещаться последние будут по тем процентным ставкам, которые будут формироваться на рынке ОФЗ. Другими словами, Минфин не будет привлекать средства пенсионной системы по низким ставкам.

Что касается рынка ГКО-ОФЗ, то на сей раз на нем будет мало представлено "коротких" бумаг - всего 41 миллиард рублей. Минфин, руководствуясь принятой Правительством программой развития внутреннего рынка госдолга, будет делать акцент на средние и долгосрочные заимствования, то есть ОФЗ.

При этом нельзя не обратить внимание на тот факт, что рядовым гражданам уже третий год подряд, после того как перестали печатать облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), закрыт доступ на фондовый рынок. Причин тому несколько, но основная в том, что эти бумаги в основном использовались предприятиями при взаиморасчетах, и потому-то они попросту не доходили до рядовых россиян. С другой стороны, укрепление российского рынка госбумаг в последние два года привело к снижению их доходности. А если учесть, что цена возрастала, то в конечном итоге она оказалась ниже инфляции. Добавьте к этому, что если рядовой гражданин сам, без посредника, которому должен заплатить за услуги, не может играть на рынке, то на деле получилось, что облигации эти и вовсе оказались невостребованными.

Между тем уже не первый год идут дискуссии о развитии национальной системы сбережений, благодаря которой рядовые россияне при желании могут вкладывать свои средства на рынок госбумаг. Однако пока дальше дискуссий дело так и не идет. Вполне вероятно, по причине того, что для проработки концепции и механизмов ее реализации просто-напросто не хватает людских ресурсов. Ведь не для кого уже не секрет, что в российских ведомствах большая текучесть кадров из-за слишком низких зарплат. Так что, видимо, населению придется хранить и "накапливать" свои сбережения либо в банках, либо продолжать вкладывать их в такого финансового посредника, как паевые инвестиционные фонды (ПИФы), некоторые из которых предлагают сегодня прибыль до 60 процентов годовых.

Фондовый рынок Правительство