- Мало кому известно, что эту приписываемую Макиавелли фразу он никогда не произносил, - сразу уточняет Виктор Владимирович. - В "Государе" проводится мысль, что ради эффективного управления государством правитель может использовать любые, в том числе и морально предосудительные, методы. К примеру, обман, шантаж, подкуп. Кстати, и Платон считал, что властитель имеет право обмануть свой народ ради блага государства, но подданные этого себе позволить не могут.
- Когда в нашей науке возник интерес к манипулированию общественным сознанием?
- Одна из главных причин - война в Афганистане. Возвращавшиеся оттуда молодые солдаты столкнулись с серьезной проблемой: их рассказам об участии в настоящих боях не верили даже собственные родители. Это повлекло целый цикл исследований о том, как люди понимают правду, обман и даже такой специфический социокультурный феномен, как вранье. То, с чем столкнулись наши ребята в Афганистане, с точки зрения окружающих было так неправдоподобно, что и воспринималось как выдумка. Понадобились психологические методики, которые выявляли личностные особенности людей, склонных ко лжи или обману. Одним из таких качеств и является макиавеллизм.
Строго говоря, любой из нас хоть раз в жизни добивался своей цели при помощи лести, слез, запугивания и других отвлекающих от сути дела маневров. Однако есть люди, для которых манипулирование окружающими - естественное состояние души. Они искренне уверены, что только так можно добиться успеха в жизни и что ими тоже манипулируют. Это классические макиавеллисты. К слову, в политике давно используется этот термин, а в российскую психологию он пришел лишь четыре года назад. В 70-х годах американские ученые проштудировали трактат "Государь" и нашли в нем примерно 200 фраз, которые соответствуют манипулятивному складу личности. На этой основе они создали психологический опросник, выявляющий индивидуальные различия в склонности людей к макиавеллизму.
- Почему советские ученые не интересовались макиавеллистами? Или до перестройки любителей вести "двойную игру" у нас не было?
- Были, конечно. Другое дело, что в те времена в психологии было несколько запретных тем. А среди них и тема макиавеллизма. В брежневскую эпоху не обсуждались вопросы этнопсихологии, потому что в стране жила единая общность - советский народ. Говорить о том, что внутри одной нации и культуры есть различия между мужчинами и женщинами тоже было неприлично, потому что и те и другие строили коммунизм. А предположить, что в среде строителей коммунизма есть лжецы и манипуляторы, можно было только в юмористических передачах, но не в научных трудах.
- Вы исследовали население нескольких российских регионов. Где потомков Никколо Макиавелли больше: в столице или провинции?
- Выяснилось, что у сибиряков склонность скрывать свои подлинные намерения в среднем ниже, чем у жителей центрального региона. Я думаю, что это связано с российским глубинным спокойствием и основательностью, которые еще сохранились за Уралом.
- Только что мы наблюдали политические дебаты, связанные с выборами в Госдуму. Кого из наших политиков вы назвали бы прожженным макиавеллистом?
- Лучше всех навыками манипуляции владеет Владимир Жириновский. Он очень неглупый человек, поэтому нельзя принимать всерьез всю ту чушь, которую он вываливает на наши головы перед телекамерами. В его арсенале полный набор умелого манипулятора: он привлекает к себе внимание и играет на тех струнах, которые отзываются в душе нашего человека, уводит в сторону от неприятной ему темы. К примеру, кричит на всю страну, что в стране два миллиона чиновников - воры и взяточники. Причем не называет ни одной фамилии, а значит, к суду его не привлечешь. Нужно учитывать и то, что вранье в русской культуре - часто лишь способ установить контакт, привлечь внимание. Обещая вымыть сапоги в Индийском океане, человек и не думает, что аудитория ему поверит. Вранье - это своеобразная психологическая защита. Его цель - предотвратить низкую оценку своих личностных и профессиональных качеств окружающими. Врун не рассчитывает, что ему удастся долго держать аудиторию в заблуждении.
- Можно ли стать макиавеллистом?
- Существует огромное количество психологических тренингов, которые учат манипулировать окружением.
- Это не противозаконно?
- А что тут, собственно говоря, запрещать? Во-первых, речь идет о межличностном общении, а во-вторых, ложь бывает и во спасение. Мне знаком тренер по прыжкам в воду, который использует некоторые, скажем так, не совсем честные приемы, чтобы улучшить спортивные показатели своих питомцев. К примеру, прямо перед стартом сует им в руки длинную анкету и строгим голосом велит ее заполнить. Мол, это важно для планирования тренерской работы. Спортсмены приходят в бешенство. А ему это и было нужно. Злость вытесняет страх и предстартовый мандраж.
- Когда макиавеллисты чувствуют себя успешней: в тоталитарном обществе или демократическом?
- Сейчас им комфортней. Советская система была более структурированная, более жесткая, подконтрольная. В ней макиавеллистам неуютно. А вот сейчас, особенно в свободных, разбалансированных организациях для манипуляторов простор. К слову, западные психологи работали с менеджерами крупных супермаркетов. И оказалось, что при четкой организации труда и постоянном контроле со стороны начальства манипуляторы проигрывают тем, кто "не держит камень за пазухой", и в зарплате, и в карьере. Большего успеха они добиваются в магазинах, где начальство помягче, и режим посвободней. При приеме на работу эти особенности учитываются.
- В отечественной рекламе, политической в том числе, ваш опытный глаз видит руку макиавеллистов?
- Конечно, ведь любая реклама направлена на то, чтобы заставить человека купить товар, который ему не нужен, или выбрать в президенты невнятного кандидата. Часто она абсолютно безнравственна. Возьмите рекламу сигарет или алкоголя. Микроскопическое "Минздрав предупреждает..." не может конкурировать с яркими и запоминающимися образами юных красавиц и атлетов. Такие картины явно работают не на здоровый образ жизни. Это чистой воды манипуляция. К слову, сами манипуляторы меньше верят рекламе, чем люди с низкими показателями по шкале макиавеллизма. Это доказано исследованиями, проведенными в Москве и Самаре.
- Всем известно исконно русское снисходительное отношение ко лжи. Получается, и к манипуляторам мы терпимы?
- В русской культуре всегда было разграничение между отношением человека с государством и его частной жизнью. Издавна мы умудряемся придумать такие законы, что кроме как с помощью лжи эффективно вести дела невозможно. Поэтому в народе живет уверенность, что солгать чиновнику, провести представителя власти - особый шик, и ничего зазорного в этом нет. Но если ты лжешь близкому другу или родителям, заслуживаешь самого строгого наказания. Манипуляция относится как раз к этой сфере межличностных отношений. Поэтому и осуждается русским человеком. Другое дело, что макиавеллисты умеют нравиться окружающим, с ними с удовольствием поначалу общаются. Объясняется это просто: считая, что манипулировать не только можно, но даже нужно, они действуют вроде бы честно, с "открытым забралом". У них нет угрызений совести по этому поводу, внутренний конфликт сводится к минимуму и не отражается ни в мимике, ни в жестах.