Ситуация последнее время даже ухудшается. До сих пор существовала хотя бы такая "отдушина", как альтернативная сцена "С'Танция" в ДК имени Первой пятилетки. Теперь, как известно, здание это собираются пустить на слом, ради того, чтобы построить тут новую сцену Мариинского театра. И "вписавшиеся" тут театральные коллективы вынуждены искать новое пристанище.
Сидим в небольшом зале "С'Танции" с художественным руководителем Театрального товарищества "Комик-трест" Вадимом Фиссоном и его тремя актерами. Только что переполненный зал по мановению руки клоунов (в буквальном смысле, поскольку в спектаклях "Комик-треста" главную роль играет движение) то взрывался безудержным смехом, то замиралЕ Но вот стихли последние аплодисменты, зрители разошлись по домам. Есть время вздохнуть и подвести итоги.
- Это просто рок какой-то: стоит нам найти "точку", где можно работать, как с ней вскоре что-нибудь происходит, - вздыхает Наталья Фиссон. - Когда мы следом за Вадимом Каспаровым с его "Кэннон Дансом" пришли сюда, в ДК, в этом зале были даже стулья поломаны, розетки из стен вывернуты. Пришлось все делать сначала. Была мечта сделать тут сцену для всех современных неформальных театров. Но... сперва у ДК руководство менялось, потом вообще оказалось, что "Первая пятилетка" прощается со всеми своими коллективами. Так и не удалось выстроить нормальную политику использования этого зала.
- В общем-то, это закономерно, - включается в разговор Вадим. - В Питере, к сожалению, театры, которые обласканы западным зрителем, не имеют собственного пристанища. Взять, к примеру, "Ахе". Гениальный театр, успешно гастролирующий за рубежом, получивший "Золотую маску". Где его можно посмотреть в Петербурге? Нигде. Город отталкивает, вытесняет маленькие театры. "Дерево", "До-театр", "Камерный театр", "Шарманка" - все за границей, у нас им не нашлось места. Только в последнее время к лучшему изменилась сценическая судьба "Потудани". Да что далеко ходить: часто ли в Петербурге можно увидеть балет Эйфмана?
Получается странная картина: в нашем городе, претендующем на то, чтобы называться культурной столицей, зрителя приучают только к одному виду театра, классическому. А те направления театрального искусства, которые давно известны и популярны в мире (к примеру, вижен-театр, физикал-театр), игнорируются.
- А может, просто современный театр нашему российскому зрителю чужд? - решаю я задать провокационный вопрос.
- Что-то я не заметил сегодня в зале на 200 мест свободных стульев, - спокойно парирует Вадим. - Зритель есть везде: и у нас, и на Западе. Тем более, мы в спектаклях словом почти не пользуемся, а значит, наши постановки понятны в любой стране. Просто петербургский зритель не имеет возможности нас увидеть.
- Городу необходим культурный центр, - подключается Николай Кычев. - Где была бы сцена, на которой могли бы показывать свою работу такие небольшие театры, как мы. Кстати, Москва в этом деле идет впереди нас. Там как раз сейчас создаются такие культурные центры: имени Мейерхольда, Высоцкого, Васильева. В Петербурге же дальше разговоров дело не идет.
Нам-то, наверное, легче, чем другим, мы уже состоялись, как театр. Не будет этой сцены, найдем новую. А другие? Может быть, новые власти города поймут, что надо менять политику в области театра? Почему-то у музыкантов и художников свои альтернативные площадки есть, а у артистов - нет.
- И это при том, что наш город сам по себе просто создан для того, чтобы в нем развивались нетрадиционные формы театра, - продолжает Вадим. -
К примеру, уличный театр. По миру их множество, самых разнообразных. Это может быть представление в одном месте, или поход вместе с актерами, которые по ходу дела что-нибудь изображают... Но мы этого не видим, хотя весь наш город - это большая театральная декорация. Тут просто должен проходить фестиваль уличных театров "Белые ночи", театральное буйство, до которого куда там Венецианскому карнавалу! Однако даже Слава Полунин со всей его энергией и популярностью ничего похожего поднять не смог. Хотя и мечтал об этом. Петербург стал очень консервативным. Взрастив множество прекрасных неклассических театров, город на Неве остался без них.
Наталья Фиссон рассказывает мне, что они (имеются в виду представители разных неклассических театров) не один раз ходили в комитет культуры, доказывали необходимость создания альтернативной сценической площадки. С ними соглашались. Но дальше этого дело не шло. Причем люди, руководившие культурой, менялись, а отношение оставалось все тем же.
- Мы могли бы вполне удовлетвориться гастролями за границей, где нас всегда ждут и где мы зарабатываем гораздо больше, чем в России, - говорит Николай. - Но мы - петербуржцы и наш город, наши зрители нам дороги. Мы хотим, чтобы петербуржцы могли увидеть те спектакли, которые нравятся немцам, швейцарцам, американцам, французам. Не только наши, но и наших "товарищей по несчастью". Тех, кто ищет новые пути к душам зрителей. Между прочим, слово-то сейчас обесценилось, ему никто не верит. Гораздо легче достучаться до людей через взгляд и жест, то есть теми средствами, которыми мы и пользуемся.