Фигуры своего фантазийного пилотажа продемонстрировали вчера авторы плакатов, представленных на выставке "Выборы - наше дело!", открывшейся в здании Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы.
Фантазия, правда, на лету порой явно прихрамывала и выписывала кренделя, но порой достигала абсолютно внеплановых высот. Не по уровню мастерства, а скорее по смелости "художественного осмысления действительности". "Не судите ребят слишком строго, - призывали собравшихся устроители выставки. - Они не профессионалы. Многие работы делались фактически на коленке, это скорее эскизы, выплеск эмоций..." В общем-то так оно и есть: молодежный конкурс до боли напоминал что-то вроде выставки детского рисунка на сугубо взрослую тему и представлял собой "парад ассоциаций", чем, собственно, и был особенно показателен.
Работы в Москву привезли из всех федеральных округов России, оставив для выставки 70 из примерно 300 представленных на конкурс. Какими были прочие, можно только догадываться. Но судя по тому, что висело на стенах, выборы у молодых людей (художникам-агитаторам от 16 до 28 лет) ассоциируются с чем-то до предела формально-схематичным. На унылом множестве плакатов сплошь стрелки, галочки, флажки, трудно читаемые схемы, криво висящие таблички, лозунги, человечки-пиктограммы в стиле "палка-палка-огуречик", как на объявлениях "вход рядом" и "нет выхода". Попадались и другие персонажи - полноцветные плакатные юноши с белыми зубами и взглядом поверх голов электората в светлое будущее, навевающие, впрочем, не меньшую тоску. Не обошлось без домов-новостроек, бегущих и улыбающихся детей или девушек (хорошо хоть, что не с веслами). Несколько оживляли картинку плакатики с фотографиями гримасничающих или делающих "приятное лицо" реальных тинейджеров. Рядом с фото красовались надписи типа "Улыбабова Лена. Студентка, спортсменка, активистка, читает Мураками, слушает Глюкозу, любит Васю Первушина, не любит опаздывать, не курит, не пьет, на выборы пойдет. НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ - ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ". Еще одна девушка на таком же плакате поразила публику своими габаритами, заявленными в первой строке: "Кузнецова Маша. 60-90-60. Мисс радиофака политеха..." Выборы Маше, как явствует из текста, "по душе". Но все-таки странные какие-то стандарты красоты в безымянном политехе...
Впрочем, юные авторы плакатов проявили и чувство юмора - "своеобразное", как аккуратно определила его член Центризбиркома Ольга Застрожная, тоже присутствовавшая на открытии выставки. "Сделай свой выбор! Приди на выборы!", а сам лозунг на фоне "Письма запорожцев турецкому султану". Обнаженной девушке классических форм рекомендовано "не проспать" выборы. Явно вдохновляли творцов Гойя, Матисс и прочие художники - в их числе и безымянные авторы картинок к выпущенному ЦИКом календарю на 2003 год. Ладно, плагиат в данном случае был простителен - он присутствовал скорее как "первоисточник". Не обошлось и без заигрывания с организаторами конкурса: бородатый мужчина, нацеливший на аудиторию указующий перст ("Ты проголосовал?!"), подозрительно смахивал на галериста Марата Гельмана, зам. гендиректора Первого канала - соустроителя конкурса.
Молодежь не обошлась без скепсиса. "Вместе мы - сила!", - утверждает кривоногий карапуз, напрягший игрушечные мускулы. "Каждый голос - решающий", - сообщает стоящая на концертной площадке Масяня (ох, что-то другое она, помнится, произносила в куваевском мультике-оригинале). Потрясали убедительной мощью сентенции вроде "Лучше пойти проголосовать, чем заболеть СПИДом!" (из серии "лучшее средство предохранения - стакан воды. Не до и не после, а вместо"). Особенно трогательно призыв выглядел рядом с другим плакатом, на котором обнаженная гражданка ставила ультиматум незадачливому любовнику: "Не дам, пока не проголосуешь!" Бравому джигиту то ли с кинжалом, то ли с винным рогом в зубах авторы одного из плакатов посоветовали "Отдать сердце и руку жене, а голос - депутату".
В победители по результатам интернет-голосования (от обычного жюри решено было отказаться) вышли два произведения - трогательный младенец, которому было предложено "выбрать будущее" из двух картинок с городскими видами, темным и иллюминированным, и плакат в стиле конструктивизма 30-х годов. На нем коленопреклоненной бабушке волосатая рука с небес указывает на криво написанные заповеди: "Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не забудь пойти проголосовать". Склероз в данном случае сочли не меньшим злом, чем все прочие.
А с противоположной стены на все эти художества взирали реальные политики - коллекция плакатов дополнялась выставкой фотографий известных в России мастеров политического фото на предвыборные темы. Кричащий с трибуны почти неузнаваемый Сергей Миронов, танцующие Немцов и Хакамада, Явлинский, будто призывающий с небес манну, разводящий руками Горбачев, Чубайс и Кириенко, взирающие друг на друга с любовью братьев-близнецов, Зюганов, жестом Кашпировского к чему-то призывающий толпу, Сахаров во время своей знаменитой речи на Съезде народных депутатов в 1989 году. И люди - нормальные граждане, на чьих лицах выражается вся гамма обуревающих их чувств по отношению к политике и политикам.
"Лучшее средство агитации - думать головой, - подытожила Ольга Застрожная, когда слова похвалы участникам и организаторам выставки были исчерпаны. - Но думать трудно. Легче идти за тем, кто куда-то указывает..."