На фоне этих довольно оптимистичных социально-экономических показателей один весьма существенный оказался этакой строптивой "репкой", которую ну никак не сдвинуть с места, не выдернуть. Речь - о зарплатных долгах. В послекризисном 1999 году россиянам не доплатили за труд 77 миллиардов рублей, в 2000-м - 44, в 2001-м удалось "скостить" еще 10 миллиардов, но с тех пор сумма долгов как заколдованная "застопорилась" у 30-миллиардной черты. Последние данные Госкомстата: в декабре 2003 года за один лишь месяц долги "растаяли" сразу на 20 процентов, снизившись с 30,7 до 24,4 миллиарда рублей. Причем долги бюджетов всех уровней составляют 2,3 миллиарда, а бизнес задолжал работникам более 22 миллиардов. На проблему обратил внимание Президент. Значит, в ближайшее время можно ожидать, что государственная машина приложит дополнительные усилия по возвращению работникам их кровных.
Впрочем, именно в последние годы власть действительно приложила немалые усилия, чтобы заставить работодателей платить "по-хорошему".
Хроника такова. В 1999 году в УК была введена теоретически весьма неприятная для злостных неплательщиков статья 145-прим, предусматривающая уголовную ответственность руководителя за более чем двухмесячную задержку зарплаты с наказанием вплоть до лишения его свободы. Применяться она стала в последние год-два. До этого директора отделывались штрафами.
В 2002 году благодаря новому Трудовому кодексу - об этом неоднократно писала "Российская газета" - появились новые рычаги. Коллектив получал право приостановить работу, если зарплата задерживается больше, чем на две недели, а работодатель был обязан выплачивать пени за каждый просроченный день.
Наконец, в последние годы активизировалась прокуратура. Количество возбужденных ею уголовных "зарплатных" дел исчисляется уже сотнями, хотя еще три года назад ту самую 145-ю статью, грозящую директору решеткой, эксперты вообще называли "мертвой".
Рострудинспекция тоже придумывает новые способы борьбы с неплательщиками: в дополнение к привычным мерам - предписаниям, штрафам - в прошлом году трудовые инспекторы все чаще прибегали к статье 5.27 кодекса об Административных правонарушениях, предусматривающей дисквалификацию руководителя (проще говоря - увольнение с запретом на определенное время занимать руководящую должность) за нарушение законодательства о труде и охране труда.
Свою лепту постарались внести профсоюзы. Составили "черный список" крупных предприятий-неплательщиков, опубликовали его для всеобщего обозрения и обратились в РСПП с просьбой повоздействовать на директорский корпус...
Почему же, несмотря на долгую и упорную "осаду", в результате которой государству удалось многократно уменьшить долги в бюджетной сфере, задолженность на предприятиях небюджетного сектора по-прежнему исчисляется десятками миллиардов? Министр труда объяснил Президенту: это старые "замороженные" невыплаты предприятий-банкротов и предприятий-однодневок. Но, по всей вероятности, стоило бы проанализировать долговую цифирь поглубже: если понять, кто и сколько конкретно внес в общую картину, станет яснее, с кого и каким образом спрашивать...
Такую попытку, кстати, сделали в рамках РТК представители КСОРР (Координационный совет работодателей России) и ФНПР. Треть всех "старых" долгов - это невыплаты в аграрном секторе. Следом идет машиностроение и металлообработка (сюда "запрятана" и оборонная промышленность с хронически пробуксовывающими госзаказами). Следующие на очереди: строительная отрасль, угольная (те самые "нерентабельные" шахты, на которых держатся целые города...), жилищный и коммунальный сектор. Ясно, что в каждом случае нужно искать свой "рецепт".
Главный трудовой инспектор России Владимир Варов, в свою очередь, уверен: чтобы директор действительно отвечал по полной программе, по статье 145-прим, ее необходимо подкорректировать. Она подразумевает ответственность руководителя в случае его "корыстного умысла", но доказать это в большинстве случаев очень тяжело. Что касается бюджетников, то стоило бы усилить реальную персональную ответственность администраторов всех уровней - хотя бы за так распространенное нецелевое использование бюджетных средств. Это то, что касается изменений в законодательстве. Но и в действующем законе, по мнению Владимира Варова, есть резервы: если, например, шире взглянуть на имеющиеся статьи УК о злоупотреблении служебным положением и о халатности.
Справка "РГ"
По данным Рострудинспекции, в 2003 году в результате проверок предприятий выявлено 175 тысяч разнообразных нарушений, в том числе 61 тысяча - по оплате труда, из которых 11,3 тысячи - на бюджетных предприятиях. Только по результатам работы трудинспекции долги были возвращены на 24,7 тысячи предприятий на общую сумму 8,4 миллиарда рублей.
Рострудинспекцией в 2003 году направлено в суды требование о дисквалификации руководителей 212 дел, 52 менеджера дисквалифицированы.
В прокуратуру в связи с нарушениями норм по оплате труда передано 277 материалов о привлечении к уголовной ответственности, возбуждено 16 уголовных дел. Минимум пять из руководителей уже понесли наказание.