05.02.2004 05:50
Власть

Интеграция - не линейный процесс

Текст:  Елена Легкая (Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (152)
Читать на сайте RG.RU

- Вопреки политическим инсинуациям различного рода записных "аналитиков", я убежден, что Союз России и Беларуси - не искусственное образование, - говорит Василий Иванович. - Сама жизнь диктует политическое и законодательное оформление тех тесных взаимосвязей в истории, экономике, культуре, которые существуют между нашими народами. Не думаю, что отдельные сложности "текущего момента" могут ослабить тенденцию к сближению, все то позитивное, что наработано белорусами и россиянами за годы интеграции.

- Кстати, насчет "текущего момента". Решение так называемой газовой проблемы затянулось и приняло острый характер. Кто-то рассматривает это как удар по Союзу, кто-то - как вполне рыночный спор хозяйствующих субъектов. Как вы оцениваете этот этап российско-белорусских отношений?

- За тот период, который уже прошли наши государства, решены очень многие вопросы, находившиеся, можно сказать, на поверхности.

Вполне понятно и объяснимо, что дальнейшая интеграция будет проходить несколько сложнее. Не так все просто, не так все однозначно, как это, может быть, виделось в начале пути. Но судить о развитии интеграции по отдельным сложным моментам, которые возникают, по меньшей мере нелогично.

Думаю, что и газовая проблема нагнетается. Но интеграция - не линейный процесс. Есть "текучка", решаемая в рабочем порядке, а есть глобальные вопросы, требующие оформления на законодательном уровне. И вот здесь многие союзные механизмы еще не действуют. Взять хотя бы ситуацию с равными правами россиян и белорусов. Например, российским Гражданским кодексом определены три категории граждан: иностранцы, лица без гражданства и россияне. И, скажем, белорусскому пенсионеру в России, для того чтобы получить пенсию, нужно пройти множество проверок, собрать кучу справок. Да и россиянину в Беларуси придется изрядно походить по инстанциям.

Тут-то человек поневоле и начинает думать: "А где же эта самая интеграция?" Чтобы такого не было, необходим анализ правоприменительной практики и конкретные меры по неукоснительному выполнению положений межгосударственных договоров и соглашений в области равных прав граждан Союзного государства. То же самое и со свободой передвижения, оказанием медицинской помощи. К слову, российско-белорусские межведомственные рабочие группы уже готовят к подписанию соответствующие соглашения. Идет дальнейшее сближение законодательства в социально-трудовой сфере, формировании единого образовательного пространства, пенсионном обеспечении.

С другой стороны, есть вопросы, решение которых еще не созрело объективно. Именно их остро обсуждают, пытаются найти точки соприкосновения и определить общие позиции. Договорные процессы - это процессы компромиссов. Естественно, сталкиваются различные мнения, разные подходы. Но это не значит, что если сегодня не будет решена какая-то одна проблема, дальнейшая интеграция затормозится.

Многие говорят о том, что сегодня нет единого понимания, единого образа Союзного государства. Одни считают, что Беларусь может быть субъектом России, в Беларуси видят наше объединение как союз государств, кому-то реальным примером интеграции представляется Евросоюз. Различные подходы и варианты могут иметь место, их надо обсуждать, искать наилучший. Однако вопросы государственного устройства Союза - это прерогатива политической власти наших стран. Как и принятие Конституционного акта, определяющего устройство Союзного государства и его правовую систему. Но это, хотя и главный, но лишь один из документов, который должен быть принят на основании союзного договора. А ведь есть еще более семидесяти статей, и они тоже ждут реализации.

При этом надо четко понимать, что любое объединение, а тем более на уровне государств, - процесс весьма сложный и длительный. Вспомните, сколько мрачных прогнозов выдавалось по поводу судьбы Евросоюза, вплоть до того, что он распадется. Там ведь тоже, как известно, далеко не все однозначно. Сколько было политических столкновений между Германией и Францией, к примеру, которые доминировали в Европе. Сколько было тупиковых ситуаций. Конечно, кто-то скажет, что мы, в отличие от европейцев, долго жили вместе. Да, жили, и наверное, это были не худшие времена. Но потом мы стали суверенными, и из этой новой ситуации надо исходить, решая объединительные проблемы. Это не просто. Тактику диктуют объективные условия - политические, экономические, идеологические.

- Василий Иванович, какие направления работы представительства Постоянного Комитета в Минске вы намерены активизировать?

- Перед нашим представительством в ближайшее время я ставлю задачу наладить тесные контакты с конкретными министерствами, предприятиями и организациями, чтобы проанализировать, что сдерживает развитие экономических отношений между Беларусью и Россией, что мешает построению единого экономического пространства. Нужно четко определить имеющиеся проблемы. У нас нет полномочий, чтобы навязать свое видение или решение тех или иных вопросов, сказать "надо так, а не иначе", но мы можем выявить проблему и помочь в ее решении.

Второе направление - реализация уже достигнутых договоренностей, по которым есть и политическая воля, и понимание министерств, но затягиваются процедурные вопросы. Сейчас Постоянный Комитет по поручению Высшего Государственного Совета готовит актуальные вопросы развития Союзного государства, требующие первоочередного решения уже в ближайшей перспективе. Это строительство таможенной инфраструктуры, сближение нормативной базы, реализация соглашения о проведении единой политики в области образования, о введении единой валюты, унификация законодательства и проведение единой налоговой политики, вопрос о регулировании собственности Союзного государства, единой торговой и таможенной политики с третьими странами в международных организациях и объединениях, а также проблемы, связанные с созданием общей транспортной и энергетической системы.

Большой отрезок пути мы, белорусы и россияне, уже вместе прошли. То, что можно было сделать, сделано. И в реализации совместных производственных и социальных программ, и в выравнивании тарифов, и в таможенной сфере, в военном сотрудничестве и пограничном обустройстве. Да, у нас есть "болевые" точки. Но они возникли не сегодня. Это проблемы, к решению которых мы идем с самого начала объединения. У нас работают совместные коллегии, комитеты, координационные советы. Их задача - прийти к обоюдовыгодному варианту. И это абсолютно реально. А нынешние трудности я считаю временными, наши страны преодолеют их без всяких осложнений. В большой политике, как в шахматах, главное - точно просчитать ситуацию на несколько ходов вперед.

Внешняя политика Беларусь Союзное государство России и Беларуси