Корреспонденту "РГ" повезло больше других, и наш разговор получился обстоятельным - Илья рассказал о своих планах на будущее и поделился мнением о необходимых, на его взгляд, изменениях в правилах фигурного катания.
- В этом году вы с Ириной не выступаете. Ждать ли вашего возвращения в следующем сезоне?
- Вероятность довольно мала, думаю, процентов десять. После чемпионата мира-2003 я сделал громкое заявление о том, что мы еще выйдем на лед в качестве любителей и выиграем "золото". Но это уже не так актуально сейчас. Понятно, что мы бы боролись за первое место с Татьяной Навкой и Романом Костомаровым. Это обязательно привело к том, что началась бы неприятная возня внутри Федерации, внутри страны. Тем более что сейчас ситуация всех устраивает: болгары готовы быть вторыми, украинцы и американцы согласны просто попадать в тройку.
- То есть у вас уже нет желания?
- Желание есть. Однако нас могут поставить на пятое место, и на этом все благополучно закончится. Светлая перспектива? Не хотелось бы так.
- Илья, а вы с Ириной уже определили пол будущего ребенка?
- Да. У нас мальчишка.
- Уже выбрали имя?
- Мы хотим назвать его Мартин. Наверное, звучит довольно странно, да? Эта идея пришла в голову моей маме, потому что малыш должен появиться в марте, то есть уже фактически через месяц. А главное, что в этом имени есть имя моей жены - Ира.
- Вы уже видели выступления почти всех фигуристов. Что можете сказать по поводу пар?
- У меня сложилось довольно грустное впечатление. Ведь, пожалуй, кроме россиян, в этом виде просто нет сильных спортсменов. Парное катание в Европе переживает сильнейший кризис. Это ни в коей мере не умоляет заслуги наших ребят. Все остальные выглядят довольно постно, об этом говорят и оценки судий. Например, дуэт, который занял пятое место, не дотянул даже до пятибалльного уровня, а многие арбитры их вообще оценили четверками. О чем можно говорить в такой ситуации...
Что касается наших фигуристов, то мне больше понравилось выступление Петровой и Тихонова, единственное, что им постоянно мешает, - это мелкие ошибки и помарки. Тотьмянина с Марининым катались очень ровно, без напряжения, но и без особых всплесков эмоций. Наша третья пара Обертас-Славнов очень перспективна, но Сергей пока не дотягивает до уровня Юлии. Думаю, если бы они откатали произвольную чище, то имели бы все шансы переместиться на третье место, опередив поляков.
- Илья, не слишком ли мрачное будущее?
- Пока ситуация действительно не очень веселая. Могу привести такой пример: на соревновании спортивных пар было продано всего 45 процентов билетов, меньше, чем на все остальные виды. В прошлом году завершили карьеру Лена Бережная и Антон Сихарулидзе, которых знали, за которых болели все поклонники фигурного катания. Тотьмянина с Марининым пока такими именами не являются.
- Можно ли изменить эту обстановку?
- Мне кажется, необходимо применять какие-то жесткие меры, чтобы заставить парное катание сдвинуться с мертвой точки. Спортсмены не расширяют круг используемых элементов. Как и 20 лет назад, они выполняют в программах только тройной тулуп, с которым Валова и Васильев выиграли Олимпиаду 1980 года. Это просто преступление, по-моему, их надо заставить в приказном порядке исполнять более сложные и разнообразные элементы. В конце концов есть еще и другие прыжки, кроме тулупа - слип, луц. Делай - не хочу.
- Вы считаете, что нужно изменить правила?
- Да. Главное, чтобы спортсмены сами чувствовали необходимость модернизировать фигурное катание. Поэтому более сложные интересные элементы должны поощряться. У меня такое ощущение, что все парники договорились между собой и решили ничего не менять. В любом другом виде было бы невозможно такое долгожительство. Даже танцы эволюционируют намного быстрее: возрастают скорости, появляются новые поддержки.
- Вернемся к перспективам российских дуэтов. В этом году у Тамары Москвиной появились новые подопечные: Обертас-Славнов.
- Пока сложно что-то говорить. Я знаю, что и в обычной жизни у них есть личная привязанность, может быть, это им как-то поможет. Но уже то, что Тамара Николаевна взялась за этих ребят, многое значит. Она очень опытный, талантливый тренер.
- А что можете сказать по поводу танцев?
- Это довольно прогнозируемый вид. Борьба может завязаться разве что в произвольной программе. Объективно оценивая сегодняшний уровень танцоров, скажу, что он значительно снизился. Дуэты, которые пришли на смену ушедшим ребятам, должны почувствовать себя лидерами, привыкнуть к этому качеству. Все-таки и болгары Денкова - Ставицкий, и украинцы Грушина-Гончаров довольно долго занимали пятые-шестые позиции.
Здесь можно привести такую аналогию: представьте, что на чемпионат мира по футболу не приехали сборные Бразилии, Аргентины, Франции и в финале наша команда выигрывала у американцев. Конечно, это тоже победа. Но подсознательно все будут понимать, что данный чемпионский титул гроша ломаного не стоит.
Может быть, и публике, которая привыкла следить за борьбой между нами, канадцами, французами, итальянцами, нужно привыкнуть к новым лидерам. Думаю, что ситуация в скором времени изменится к лучшему. Может быть, уже следующее поколение танцоров поднимется на новый уровень.
Что же касается Навки с Костомаровым, то у них есть все шансы остаться лидерами сезона и завоевать чемпионский титул. К тому же у ребят одно неоспоримое преимущество - они очень красивая пара, приятная для эстетического восприятия.
- Можно ли говорить о кризисе в этом виде фигурного катания?
- Наверное, да. Понимаете, сейчас у танцоров нет лидера. Когда выступали мы с Ирой, четко обозначенного фаворита тоже не было, но каждый мог им стать. Любая пара из первой пятерки имела шансы выиграть, все старались двигать фигурное катание вперед, развивать свой вид.
В этом году представители Болгарии отошли от своего имиджа. Взяли на себя нехарактерную роль трагических героев. Из-за этого, на мой взгляд, они проигрывают. У Татьяны с Романом красивая программа, но ее можно было бы и усложнить. Я не думаю, что, когда ребята станут действительно великими чемпионами, они будут вспоминать именно эту композицию.