- Не стойте, проходите, - кричат в мегафоны милиционеры и работники метрополитена, разгоняя нарастающую толпу.
Рядом коммунальные работники ломами долбят лед и откачивают лужи, разлившиеся от действий пожарного расчета - брандмейстеры открыли люк на проезжей части и качали оттуда воду.
- В 9 часов я поднимался на эскалаторе на станции "Павелецкая", - рассказал корреспонденту "РГ" молодой человек в расстегнутом полушубке. - Вдруг по соседнему эскалатору, который спускал людей на платформу, сшибая пассажиров, побежал ОМОН. Никакого взрыва я не слышал - просто бежит сломя голову рота крупных мужиков, а куда бежит и почему - никто не знает.
Внизу, на станции, переход на "зеленую" ветку наглухо перегорожен сотрудниками милиции. На платформе дежурные милиционеры проверяют документы у женщин неславянской внешности.
На улице люди в форме следят за порядком и показывают гражданам кратчайшие пути к автобусным остановкам.
Главный вход на Павелецкий вокзал оцеплен. К нему одна за одной прибывают машины "скорой помощи", МЧС и милиции. Снегоуборочные машины расчищают дополнительные площади для парковки спецтехники.
В 11.30 над площадью стал кружить вертолет Центроспаса. Несколько минут пилот примеривался, а затем метко приземлил машину прямо перед главным крыльцом. Из вертолета вышел представительный мужчина с папочкой, после чего машина взмыла в воздух и улетела.
По громкой связи администрация вокзала просит пострадавших обратиться в медпункт на первом этаже.
- К нам обратились 18 человек, - рассказал "РГ" главврач железнодорожной поликлиники Григорий Антонов. - Девять из них были госпитализированы, а остальные после оказания первой медицинской помощи отпущены домой. Из тех граждан, кто обратился к нам, у четверых ожоги, у двоих механические травмы. С отравлениями угарным газом у нас никого не было.
Главный вход в Павелецкий вокзал в тройном кольце оцепления. В первом стоят работники патрульно-постовой службы и солдаты внутренних войск. О случившемся они почти не говорят, но не потому что приказ, а потому, что информация к ним поступает лишь отрывочно - из переговоров по служебной рации. Они рекомендуют выходящим из вокзала пассажирам скорее проходить к автобусам.
Входящих просят не задерживаться в проходах. Во втором кольце, вооруженные милиционеры и дружинники в кожаных куртках и с красными повязками на бицепсах. Простым смертным дальше второго круга охраны пути нет. Хмурые сотрудники ФСБ закрывают последний рубеж, за которым мелькают оранжевые куртки спасателей и стоят машины "скорой помощи".
Несмотря на случившееся, работа вокзала не прекратилась: доступ на платформы открыт через 1-й подъезд. Пассажиры поездов дальнего следования волокут свои огромные сумки и столбенеют, когда видят, что творится на улице.
Уехать пассажирам электричек и поездов дальнего следования, прибывшим в Москву, отсюда достаточно сложно: ГИБДД регулирует движение, отдавая предпочтение служебному транспорту. В результате длинная очередь из подогнанных автобусов, выполнявших маршрут по "замороженной" Замоскворецкой линии, движется чрезвычайно медленно. Мосгортранс выделил дополнительные автобусы, около двухсот, но справиться с таким потоком людей даже они были не в состоянии. Пробираясь к остановкам, люди перелезают через ограждения и карабкаются через грязные размокшие сугробы. Другие ловят попутные машины, проезжающие по Валовой улице.
- Кошмар-то какой, - затягиваясь сигаретами, беседуют продавщицы в подземном переходе. - Как бы нас не закрыли под шумок.