09.02.2004 01:50
Общество

Фильм "Дети Арбата"

Андрей Эшпай готовит к выпуску "Детей Арбата"
Текст:  Эльга Лындина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3400)
Читать на сайте RG.RU

- Романы Рыбакова 16 лет назад читались взапой, их передавали из рук в руки, ксерокопировали. Но с годами мы все больше узнавали о том, что было скрыто за семью печатями, исчез аромат новизны и тайны. Не устарела ли книга, не запоздал ли фильм?

- В сценарии, который написал Валентин Черных со своей ученицей Юлией Дамскер, для нас был важен не только политический аспект романа, который теперь, возможно, выглядит порой наивно. Важнее были судьбы героев - вот они не устареют и в наше время. Потому что, мне кажется, настал час говорить о способности человека в условиях тяжелейшей несвободы сберечь цельность и ясность взгляда, искренность и чувство достоинства.

- В картине снимается много молодых актеров. Но для них сталинский террор - уже древняя история!

- Они воспринимают материал очень серьезно и глубоко. Понимают трагический абсурд времени, ужас преступлений советской системы. У нас снимаются Чулпан Хаматова, Евгений Цыганов, Инга Оболдина, Ирина Леонова, Зоя Кайдановская, Владимир Панков, Даниил Страхов, Юрий Колокольников, Андрей Кузичев. Получилась группа духовно-монолитная, а это непременное условие успеха в таком деле.

Звезды на арбатском небе

- Как возник главный дуэт - Чулпан Хаматова и Евгений Цыганов?

- Нужны были актеры с яркой индивидуальностью - а это оказалось не так просто. Но вот я посмотрел в "Современнике" спектакль "Мамапапасынсобака" и увидел совершенно неожиданную Чулпан Хаматову. В ее игре было что-то прекрасно хулиганское, свобода и простор. Все это как будто не очень соответствовало времени действия "Детей Арбата", когда люди жили в мертвящем страхе. Но мне такой контраст и был нужен. Ни в ком другом, кроме Хаматовой, я не видел такой способности к отчаянному озорству и одновременно - умения так трагически ощущать время, так любить, понимать любимого, стремиться к нему и ждать... А Евгения я увидел в спектакле Театра-мастерской Петра Фоменко "Одна абсолютно счастливая деревня". Вызвал его на пробы. Он снялся, и я почувствовал обреченность его взгляда. Он как-то очень обнаженно воспринимает окружающее пространство, в его глазах есть боль. Все это должно быть в Саше Панкратове. А когда они соединились, то в их дуэте в каждом открылись новые качества. Если в фильме нет такой органичной пары, нет взаимного притяжения героев, то нет и самой истории, способной увлечь людей.

Из биографии актрисы

- Евгения Симонова играет мать Саши Панкратова Софью Александровну. Звезды обычно трудно переходят на "возрастные роли", а Симонову мы совсем недавно видели в картине "Цветущий холм среди пустого поля", где она была очаровательной влюбленной женщиной. Она легко согласилась на роль матери?

- Она сама хотела играть эту роль. Судьба ее семьи впрямую связана с тем временем - она помнит рассказы своего отца, покойного академика Павла Васильевича Симонова. Его настоящее имя - Павел Станиславович Станкевич. В 30-е годы его отец Станислав Станкевич был арестован и расстрелян, жена и сын подлежали высылке из Ленинграда. Их соседом по лестничной площадке был известный скульптор Василий Львович Симонов, он восстанавливал фонтаны и скульптуры Петергофа. Симонов не мог допустить, чтобы сын его соседей, талантливый мальчик, был сослан, попал в детдом, лишился возможности учиться или даже погиб. Симонов, сильно рискуя, его усыновил, дал ему свое имя, так Павел Станкевич стал Симоновым. Евгения Павловна помнит и рассказы ее отца о его матери. Высланная из города, она иногда тайно возвращалась в Ленинград, ходила от одних близких людей к другим, но не могла остаться у них ночевать, опасаясь навлечь на хозяев дома подозрения властей. Ночевала на вокзалах, на садовых скамейках. Над ней постоянно витала угроза быть отправленной в лагерь как жены расстрелянного "врага народа". Все это запечатлелось в памяти Евгении Симоновой.

Ученики

-Уже несколько лет вы преподаете во ВГИКе - каким вам видится новое поколение режиссеров?

- Мне кажется, у меня сильные студенты. Некоторые уже успели получить награды на кинофестивалях. Например, 22-летний Душан Глигоров за картину "Маме" взял призы в Германии, Финляндии, России. Интересно работает Александр Горновский, он снял диплом по прозе Андрея Платонова, что само по себе очень непросто, сейчас готовится к документальному фильму о Валентине Распутине. Есть способные девушки - Анна Кельчевская, Анастасия Истомина. Конечно, сегодняшнее вгиковское поколение отличается от нашего. Мы искали, как обойти цензурные табу и запреты, и как бы снять картину, какую хочется, а не какую нужно. Они сегодня от этого свободны.

- И менее социально взволнованны?

- У них другие проблемы на слуху. Я не диктую им, что снимать и что не снимать. Процесс обучения студента - это поиск самого себя, и вот в этом нужно помочь. Иногда путь к себе занимает много лет.

Метраж и кураж

- Вы впервые обращаетесь к жанру многосерийного телефильма. Удастся ли вам отойти от банальности, небрежности и поспешности, характерной для большинства сериалов?

- Мне интересно испытать себя на новом витке. До этого я делал несколько телевизионных документальных картин, консультировал программу, но многосерийная картина - совсем другое. Я понимал, что обрекаю себя на огромное напряжение. Но больше всего опасался того, что покажут - и забудут. Это было бы особенно обидно в случае с "Детьми Арбата". Есть еще один острый момент. Приходя на ТВ, режиссер часто вынужден отказаться от своего видения, своего почерка. Снимают быстро, "на цифре", мастерство оператора почти не видно. А со мной работает прекрасный оператор Шандор Беркеши, у нас полное взаимопонимание. Я посмотрел картину "Коктебель", снятую Шандором, и понял, что он станет моим единомышленником. Я вспомнил об опыте Лиозновой в "Семнадцати мгновениях весны" - там был режиссер! Был фильм, было кино! И мне захотелось сделать длинный кинофильм для телевидения. При телевизионных сроках и графиках это требовало еще большего напряжения. Но мы стремились сохранить язык кино, как бы это ни было трудно. Мне кажется, это удалось... На мой взгляд, на ТВ начинается перелом к лучшему. Начало положено "Идиотом" Владимира Бортко. И в принципе, в обилии сериалов есть практический момент: оно ликвидировало безработицу в кино. Когда мы собирали съемочную группу, оказалось - все заняты, все при деле. А еще год-два назад абитуриентам во ВГИКе говорили: "Вы сумасшедшие! Что вы будете делать, когда окончите институт?!".

- Когда будет закончен ваш фильм "Дети Арбата"?

- В июне. А выйдет картина, думаю, в следующем телевизионном сезоне, осенью.

Образ жизни Кино и ТВ