09.02.2004 00:00
Культура

9 февраля

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3400)
Читать на сайте RG.RU

"Девять дней одного года"

1-й канал, 12.20 - 14.20

Михаил Ромм снял его, почти на целый год уйдя из ВГИКа, где он преподавал. Овчинка стоила выделки. Получившаяся картина стала одной из лучших как в биографии Ромма, так и во всей истории кинематографа СССР, была признана лучшим фильмом 1962 года и получила множество европейских наград.

Молодой физик Гусев (Алексей Баталов) проводит испытания с атомными реакциями. Результатом его работы может стать невероятно мощный источник энергии. На научный алтарь положены дружба (с героем Иннокентия Смоктуновского) и отношения с любимой девушкой (Татьяна Лаврова). Но хуже того - Гусев получает передозировку рентгенов и может умереть даже при небольшом облучении.

Иногда кажется, что именно атомная энергия - главный герой картины. Она - единственный смысл существования Гусева. Она оправдывает его холодность к жене, ссоры с другом и жесткость к коллегам. Она заставляет Гусева жить, и она же его убивает.

Эстетика "Девяти дней" очень близка калатозовским "Журавлям": черно-белая пленка, подчеркнутый свет, эйзенштейновское внимание к монтажу и построению кадра...

В фильме есть много вещей, которыми можно наслаждаться по отдельности: блестящие съемки, замечательные диалоги, лучшие актеры того времени. Все вместе сливается в один невероятный поток. В нем больше энергии, чем в целой атомной электростанции.

"Я пригласил вас, господа" (документальный фильм).

Культура, 22.30 - 23.30

Документальный фильм Игоря Шадхана приурочен к 130-летию режиссера, чье имя символизирует собой театр ХХ века. Его опыты и исследования, его уникальная театральная практика повлияли на творчество Сергея Эйзенштейна и таким образом во многом определили движение мирового кинематографа. Близкий к символизму, впервые поставивший блоковский "Балаганчик", он был первым, кто начал возрождать старинные театральные стили, кто двинул режиссерское мышление к формам традиционного восточного театра. Он поставил в Александринке изысканный и трагический "Маскарад" - в самый канун Февральской революции. Он стал главным революционным режиссером, ставившим Маяковского и Всеволода Вишневского. И он же был расстрелян в 1939 году, его жена и первая актриса его театра Зинаида Райх - страшно убита в их доме в Брюсовом переулке. О тайнах этой судьбы, о работе Всеволода Мейерхольда в Александринском театре, об истории постановки комедии Н.В. Гоголя "Ревизор", а также о современной постановке "Ревизора" Валерием Фокиным рассказывает новый документальный фильм в канун дня рождения Мастера 10 февраля.

Кино и ТВ ТВ и сериалы