09.02.2004 01:10
Культура

А Пушкин был разным

Питерцам показали почасовую хронику последних дней поэта, снятую в исторических интерьерах дома на набережной реки Мойки, 12
Текст:  Юрий Звягин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3400)
Читать на сайте RG.RU

В преддверии "печальной годовщины" смерти Пушкина, к которой традиционно приурочиваются памятные мероприятия в концертном зале Всероссийского музея А.С.Пушкина, состоялась премьера третьего и четвертого фильма из снимаемого уже пять лет Натальей Бондарчук многосерийной картины "Одна любовь души моей". Петербургские зрители получили уникальную возможность первыми увидеть буквально почасовую хронику последних дней поэта, снятую в исторических интерьерах дома на набережной реки Мойки, 12.

 

- Мы сперва очень настороженно отнеслись к идее снимать фильм у нас, - рассказывает заведующая музеем-квартирой Галина Седова. - Ведь последнее время часто делались попытки, прямо скажем, опошлить образ поэта. Но когда увидели сценарий Натальи Бондарчук, наши опасения развеялись: он полностью построен на воспоминаниях современников Пушкина. А когда посмотрели, как трепетно относятся к своей работе актеры... Мы ведь сначала все подлинные вещи из экспозиции спрятали в сейф. Но потом, по просьбам артистов, стали давать им эти вещи. И, казалось, что после этого между актерами и квартирой на Мойке, 12, устанавливалась какая-то особая связь.

- А как вам Пушкин, которого сыграл Сергей Безруков? Соответствует он тому образу, который представляли себе вы?

- Лучше, конечно, у пушкиниста об этом не спрашивать. Но мне показалось: хорошо, что Пушкина в сериале играют три различных актера. Материализовать такого Пушкина, как ты себе его представляешь, - это невозможно. Слишком он велик и многогранен.

О многогранности поэта говорила мне и Наталья Бондарчук. Но по ее мнению, съемочной группе удалось сделать так, что персонажи Юрия Тарасова (Пушкин в юности), Игоря Днестрянского (Пушкин в зрелые годы) и Сергея Безрукова (играющего поэта в его последние дни) воспринимаются как единый образ. "Я проверяю это на детях. Они не замечают, что играют разные актеры. А дети обладают более цельным восприятием образа, чем взрослые".

Определенным подтверждением тому, что режиссер попала в точку со своим образом Пушкина, может служить эпизод, где умирающий поэт в ответ на письмо императора произносит: "Жаль, что умираю. Весь его бы был". Истинность этой цитаты многие исследователи ставили под сомнение, считая, что Жуковский выдумал ее, дабы привлечь внимание царя к семье погибшего Пушкина. Галина Седова говорит, что она не сомневалась в правдивости воспоминаний. Но не могла понять, какой смысл вкладывал умирающий поэт в эти слова. А Сергей Безруков в фильме сказал их с иронией. И все встало на свои места.

Кстати, Пушкин Натальи Бондарчук - не хрестоматийный образ. Он живой и очень разный. "Мы не хотели стать с нашим великим поэтом за панибрата, - говорит режиссер, - но не собирались и делать из него памятник. Известно же, что Пушкин был довольно, если так можно выразиться, шкодным: веселым, подвижным, любителем пошутить. В общем, человеком свободным. Таким мы и хотим его показать".

И вот что интересно: хотя Александр Сергеевич Пушкин и не обижен в общем-то вниманием в России, тем не менее до сих пор, как замечает Н.Бондарчук, о нем не написано ни одного романа (хотя научных трудов - несколько тысяч). А художественный фильм о поэте последний раз снимали в 1937 году ("Юность поэта"). За десять лет до этого был "Поэт и царь", в котором Пушкин представал чуть ли не как революционер. Что, скорее всего, было реакцией на старый, еще дореволюционный, немой фильм с таким же названием, в котором поэт выглядел истинным верноподданным. Вот и вся кинематографическая история.

Наталья Бондарчук решила пробел этот восполнить. Тем более что больше четверти века ее увлекала история взаимоотношений Пушкина с Марией Волконской. Именно образ Марии воплотила сама Наталья Бондарчук в "Звезде пленительного счастья". В том фильме должна была быть сцена прощания Мари и Пушкина в Москве, когда Волконская отправлялась вслед за мужем в Сибирь. Ведь, как известно из мемуаров, именно через Волконскую поэт собирался передать своим друзьям в Сибирь знаменитое "Во глубине сибирских руд...". Но... она уехала раньше.

Отношения Пушкина и Марии Волконской до сих пор одни из самых дискуссионных эпизодов в биографии поэта. Одни исследователи считают Марию "утаенной любовью" Пушкина, той девушкой, которой посвящены многие его лирические стихи и даже "Полтава". Другие отрицают, что между ними что-то было, ссылаясь на небольшой (четырнадцать лет) возраст Марии в то время, когда Александр Сергеевич путешествовал по югу в обществе ее отца, генерала Раевского. Для Натальи Бондарчук все ясно: они были настолько близки друг другу, что души их могли встречаться даже на пороге вечности. И по фильму душа Марии провожает за черту душу умирающего Пушкина (и утешает его: "Разве вы, поэты, умираете? Вы научились жить вечно").

37 серий (по одной на каждый год жизни) собирается снять в итоге режиссер (и исполнительница роли Марии Волконской в зрелом возрасте) Наталья Бондарчук. И в них досконально восстановить многие детали из жизни своих героев. Ближайшая серия будет называться "Предсказания", она посвящена предсказаниям, которые были сделаны поэту и близким ему людям и тому, насколько предсказания эти сбылись. Говорят, сам Александр Сергеевич обладал даром пророчества. К примеру, он увидел в зеркале, рядом с отражением Натали образ Ланского, ее второго мужа.

Вот только, когда мы увидим новую серию, сейчас не возьмется сказать никто. Ведь устойчивого финансирования у проекта "Одна любовь души моей" нет, каждый раз режиссер ищет новых спонсоров. Да и прокатная судьба картины не ясна. Как сказала Н.Бондарчук, на одном из ведущих телеканалов ей ответили: "Мы своего Достоевского продать не можем, а вы со своим Пушкиным". Говорят, четыре отснятые серии первыми увидят телезрители Петербурга. А что будет дальше? Если так пойдет, то 37-ю серию самого подробного, как говорят пушкинисты, рассказа о жизни поэта мы увидим очень нескоро.

Кино и ТВ Санкт-Петербург Северо-Запад