10.02.2004 02:30
Общество

Новочеркасские казаки

Главное для "Всевеликого Войска" - не стать "нагаечниками"
Текст:  Алена Ларина (Новочеркасск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3401)
Читать на сайте RG.RU
Мост через реку Тузлов соединяет Промышленный район Новочеркасска с центром города. Место историческое: по деревянному предшественнику должна была проехать в карете сама императрица Екатерина II, и в ее честь старый мост даже украсили триумфальной аркой.

История напоминает о себе и сейчас: в потоке транспорта на мосту нет-нет да и мелькнет вереница всадников в казачьей форме. Пассажиры автобусов любопытствуют и придвигаются ближе к стеклам: что, соревнования начались? Ряженые идут?

Спрашиваю у знакомого казака: "Зачем вы носите форму? Не для красоты же - она простая, не то что у кубанских казаков". Получаю в ответ что-то из области философии: "Бывает так, смотришь на человека - с виду он никудышный, а сердце золотое или талантлив очень... Нам не блеск важен, и мы не ряженые. Форма - это связь с прежними поколениями казаков. Средство самовыражения, если так тебе понятней..."

Задаю вопрос уже войсковому старшине Валентину Павленину. "А вдруг завтра придется Родину защищать с оружием", - говорит. И почему-то не возникает сомнений в готовности Валентина Павловича, которому, видимо, уже под шестьдесят, оседлать, если понадобится, боевого коня. То ли потому, что он подтянут и имеет военную выправку, то ли потому, что в самом здании, где мы с ним беседуем, до революции было атаманское правление - и сейчас тоже казачий штаб. И работа в нем кипит: казаки очень серьезно готовятся к торжествам в честь 200-летия Новочеркасска.

Торжества, посвященные круглой дате, пройдут в начале лета 2005 года. Казачество Дона юбилей своей столицы встретит разделенным на два войска - реестровое и общественное. Кстати, у них почти одинаковые названия. И то, и другое - Всевеликое Войско Донское. С момента раскола в казачестве прошло уже семь лет, но в его рядах единство так и не достигнуто. У каждого войска свои структуры, источники финансирования, атаманы и казачий Круг. В чем-то позиции схожи, в чем-то - расходятся в корне.

Уставные отношения

На протяжении нескольких лет горячие споры в казачестве вызывает тема, кто есть казак. Противники формулировки Устава 1996 года, утвержденного Президентом Ельциным, считают, что под нее попадает любой гражданин, независимо от его национальной принадлежности. Она гласит: "Казаками могут быть граждане РФ, достигшие восемнадцати лет, вступившие в одно из казачьих обществ, признающие Устав и взявшие на себя обязательство по несению государственной или иной службы". По словам казачьего генерал-майора Владимира Филонова, уроженца станицы Красный Яр Волгодонского района, сегодня в казачестве можно увидеть людей самой разной национальности, в том числе и среди высших казачьих чинов. Это, по его мнению, ненормальное явление, потому что казак - это тот, кто является им по своему рождению и воспитанию.

Нельзя сказать, что донские казаки едины и в оценке нового закона о казачестве, принятие которого запланировано в Госдуме на будущую осень. Так, лидер международного союза "Всевеликое Войско Донское", генерал-полковник казачьих войск Николай Козицын выразил такое мнение части казачества: "Закон вообще не нужен, ведь нет же подобных документов о других национальностях, а в госслужбе казаки должны принимать участие так же, как и все остальные граждане РФ. Чтобы из казаков не сделали "нагаечников", в казачьи части необходимо посылать хуторскую и станичную молодежь, а казачьи общины должны снаряжать парней на службу и за них отвечать. Вообще воинскую службу не надо навязывать казакам в качестве основного рода деятельности. До революции государство могло призвать казака на службу три раза в течение его жизни, но в остальное время он обрабатывал землю, занимался ремеслами, рыболовством и охотой".

Среди казаков бытует и другая точка зрения на госслужбу - она необходима и должна быть для всех, записанных в Государственный реестр. "Пусть государство даст казакам возможность работать на него. Пока это широко не практикуется. Может быть, после принятия нового закона в этом плане что-то изменится", - надеется начальник отдела информации и идеологии Новочеркасского казачьего округа историк Евгений Кирсанов.

Без земли - как без рук

По вопросу о земле донское казачество имеет одну точку зрения, основанную на старом укладе жизни. Его демократичность проявлялась в первую очередь именно в отношении к земле. Она была общая, наделы давались каждой семье. Под сенокос земля делилась ежегодно таким образом: из шапки, пускавшейся по кругу, казаки вытягивали бумажки, на которых были указаны земельные наделы. Земля на Дону не продавалась, и сегодня, по мнению казаков, проявляющих в этом вопросе полное единодушие, она не должна исчезать из ведения местного населения. На недавнем Круге, проходившем в Новочеркасске, они еще раз подтвердили свою позицию. Хотя на региональном уровне действуют законодательные акты, разрешающие продажу земель, в свое время губернатор РО Владимир Чуб выделил 37 тысяч гектаров для казачьих общин. Сегодня, по словам Николая Козицына, у казаков земли значительно больше, в области - более двухсот общин. 30 января на экономическом совете союза "Всевеликое Войско Донское" было принято решение о создании межвойскового сельскохозяйственного холдинга. Сейчас идет перерегистрация земель, и как говорят некоторые казаки, иногда эта юридическая процедура превращается в акт борьбы за землю. А сегодня казак без земли - все равно что в старое время без коня.

Образование - не роскошь

Сегодня существуют казачьи школы, гимназии, кадетские корпуса. Выпускники последних в царское время поступали в юнкерские казачьи училища, далее - в академии, в них готовили офицеров для казачьих частей. Сейчас этого нет, но казаки считают, что должно быть. "В образовании мы остановились на середине, - говорит Евгений Кирсанов. - Необходимо воссоздать систему образовательных казачьих учреждений. Из казаков всегда получались прекрасные офицеры".

В 1994 году в Новочеркасске открылся кадетский корпус имени Александра III. Несколько лет его финансирование осуществлялось на средства казачества. Практически все выпускники корпуса поступают в вузы или военные училища. Упор в корпусе делается на воспитание у кадетов "нравственности", знание Закона Божьего для них обязательно. Двум городским школам присвоен статус казачьих. От Управления образования ВКО "Всевеликое Войско Донское" они получают компьютеры, методическую литературу и так далее. Кроме того, как рассказала директор школы N 22 Людмила Фетисова, ученики осваивают монастырские ремесла. У школы появились свой фольклорный ансамбль и оркестр казачьей песни. А у младшеклассников вместо старост - атаманы.

200 миллионов на 200 лет

Новочеркасские казаки на своем Круге во главе с атаманом Анатолием Волковым, он же - глава городской администрации, решили обратиться к Президенту Владимиру Путину с просьбой придать празднованию юбилея федеральный статус и выделить на проведение торжеств двести миллионов рублей. Кстати, в рамках региональной программы поддержки казачьих обществ из областного бюджета финансируется организация всех больших казачьих праздников. Так, по информации первого заместителя атамана Новочеркасского округа, он же - главный специалист Комитета по делам казачества администрации РО, Петра Барышникова, в этом году около четырехсот тысяч рублей будет потрачено на проведение весеннего казачьего фестиваля и войскового праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

К осени собираются разбить новый сквер площадью 100 га в районе реки Тузлов. А еще за счет средств Войска изготовить и установить памятник основателю города Матвею Платову размером с монумент Петра Великого, что в Петербурге. В Новочеркасске он станет третьим по счету. Переговоры на эту тему сейчас ведутся с руководством города. Вполне вероятно, что под юбилейным соусом от властей удастся добиться долгожданного разрешения на открытие Мариинской гимназии для девочек в том же здании, в котором она находилась до революции.

Праздники Ростовская область Юг России