Полет на пироснаряде
Возмутительные, казалось, истории вызывают у рядовых граждан улыбку: чего только в жизни не бывает! И правда, ситуации смешные. Но только на первый взгляд.
Газорезчики таганрогского завода "Втормет", вспоминая "полет" своего коллеги — 28-летнего Алексея Журавеля, зло матерятся. Скандальная история с катапультами едва не стоила парню жизни.
Газорезчик принялся разбирать новую партию металлолома. Треск сварочного аппарата приглушил мощный взрыв. Алексей толком не успел сообразить, какую именно деталь он задел: взрывная волна подняла Журавеля в небо. Он пролетел над будкой высотой в три метра и упал на землю. К счастью, катапульта, которую он зацепил, полетела в противоположную сторону. Из одежды на парне остались только кирзовые сапоги. Куртка, брюки и рукавицы сгорели. У самого Алексея — сильнейшие ожоги. "Скорая помощь" увезла рабочего в реанимацию.
— Случай с Журавелем, скажем прямо, нетипичный, — признался инспектор по охране труда Александр Гробовский, проводивший на "Втормете" первоначальную проверку. — В основном, мы сталкиваемся со стандартными травмами на производстве: кого-то колесом придавило, кирпич на голову упал, рука или нога попала в оборудование. А тут... как будто каскадер неудачно приземлился. Бывают же такие фантастические ситуации!
По факту несчастного случая на "Втормете" прокуратура Таганрога возбудила уголовное дело.
Как выяснилось, "взрывной" металлолом привезли на завод в частном порядке военные. Техника — катапультируемые кресла истребителей — когда-то принадлежала одному из авиаполков воинской части, дислоцирующейся в Таганроге. Полк ушел, а кресла остались валяться на летном поле. Имена тех, кому пришла идея отправить их на "Втормет", не разглашаются. ЧП произошло на гражданском предприятии, поэтому виновников нашли на заводе.
По заключению судебно-технической экспертизы Журавель не виновен. В нарушении техники безопасности обвинение предъявили начальнику участка РОА "Втормет" Дмитрию Василенкову и его брату, инженеру-заготовителю Павлу Василенкову.
— Братья Василенковы нарушили порядок проверки металлолома на взрывоопасность, — говорит следователь прокуратуры Таганрога Елена Корикова. — Столкнувшись с незнакомым объектом, они должны были отправить его, так сказать, на карантин и ожидать "санкций" эксперта по пиропатронам. Этого не сделали.
Материалы по поводу реализации катапульт были выделены в отдельное производство и отправлены военным — в гарнизонную прокуратуру. Следователь Алексей Савкин вынес решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Рассказывает помощник прокурора прокуратуры военного гарнизона Ростова-на-Дону Алексей Савкин:
— Таганрогский гарнизон оснащен самолетами ИЛ-76. У них изначально нет таких катапульт. Значит, факта хищения не было. Военные просто подобрали старую технику. Ее за ненадобностью когда-то оставили летчики истребительного полка другого гарнизона.
Самолеты уже не взлетят
В 2000 году в одном из ростовских пунктов приема лома цветных металлов сотрудники налоговой полиции обнаружили корпуса двух самолетов МИГ-25 и одного МИГ-31.
Сбором металлолома занималось некое ООО без лицензии, чем и привлекло внимание полицейских. Проверка дала ошеломляющие результаты: на территории пункта были обнаружены детали самолетов и тысячи гильз от артиллерийских снарядов.
По оперативным данным, техника вывозилась из Чечни. ООО расплатилось со сдатчиками "черным" налом: 80 тонн металла были оценены в триста долларов.
Подобные находки сотрудники правоохранительных органов обнаружили на миллеровском "Втормете" — туда в качестве лома привезли корпуса трех бронетранспортеров. Один из пунктов приема цветных и черных металлов в Константиновске разжился аж четырьмя танками Т-55. Их доставили уже разрезанными на части.
БМП на огороде
Уникальным местом, в смысле залежей непонятно откуда взявшегося оружия, является город Батайск. Здесь неоднократно находили боевые машины пехоты, которые местные жители, по их же словам, хотели использовать в подсобном хозяйстве. Не так давно обнаружили вертолет, видимо, с его помощью хозяин мечтал опылять личный огород. Соригинальничал житель Батайска, военнослужащий-пенсионер, некогда занимавший в СКВО высокий чин. Он разбил вокруг своего коттеджа изгородь, которая состояла из частей ракетной установки "Град".
Правда, вскоре композицию пришлось разрушить. О милитаристских вкусах хозяина узнали в милиции и немедленно выехали к месту происшествия: а вдруг что взорвется? К счастью, выяснилось, что установка и снаряды к ней были учебными.