11.02.2004 03:47
Власть

Россия и Белоруссия: развенчание мифов

Текст:  Сергей Караганов (председатель редакционного совета журнала "Россия в глобальной политике")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3402)
Читать на сайте RG.RU

Уже несколько недель идет очередной спор вокруг цены на поставляемый в Белоруссию газ, стоимости транзита, угроз представителей белорусского руководства начать несанкционированный отбор российского газа из трубопроводов. (Когда в прошлом такой практикой занялась Украина, в нашей печати это называлось прямо - воровством.)

Для тех, кто следит за развитием или, вернее, деградацией российско-белорусских отношений, этот спор и подобные угрозы не новость. Не нова и очередная попытка рационализировать экономические отношения между Россией и Белоруссией, сделать их взаимно выгодными, освободившись от представлений и мифов недавнего прошлого о ситуации в соседней братской стране, о Союзном государстве.

Рассмотрим эти мифы.

Первый. Он пропагандируется левыми политиками, для которых политический и экономический режим, складывавшийся в соседней стране, соответствует их оставшейся в прошлом мечте. О том, что социализм советского образца можно построить, причем в отдельно взятой стране. Это миф об успехе белорусской экономической модели. На первых порах Белоруссия действительно развивалась относительно благополучно, и падение экономики в ней было гораздо менее видимым, чем коллапс хозяйства в резко перешедшей к рыночным реформам России. Но сейчас хозяйство Белоруссии медленно и уверенно валится вниз. И это, несмотря на огромное по тамошним масштабам прямое или скрытое субсидирование Россией белорусской экономики и бюджета. За счет низких цен на энергоносители, прямых кредитов, закупок по бартеру белорусский бюджет, а соответственно, и политический режим получают до критической трети своих доходов. Две пятых бюджета складываются за счет таможенных платежей и штрафов, получаемых от перевозчиков товаров в Россию.

Миф второй. Россия и Белоруссия строят Союзное государство. Этот миф поддерживается бюрократией, образовавшейся вокруг этого проекта, российской правительственной бюрократией, прикрывающей этим мифом неспособность вести понятную и целенаправленную политику в отношении Белоруссии, а также руководством последней. Оно пытается получить под это "строительство" подачки, которые продлевают жизнь недееспособной экономической системе. Президент Белоруссии черпает в нем значительную часть своей политической легитимности. При этом в неудачах на пути этого строительства неизменно и во все более жесткой форме обвиняется Москва или некие силы в ней.

Между тем проект создания Союзного государства давно зашел в тупик. Кто-то (в Москве) в нем видел возможность движения к воссоединению двух стран, кто-то - возможность продлить свое пребывание у власти или (в Минске) возможность завоевать московский престол.

Но серьезной воли к сближению не было. К тому же налицо была и осталась недооценка необходимости перед началом политического надстроечного объединения привести в соответствие базисные экономические составляющие этого процесса. Не может Россия, худо-бедно развивающаяся по капиталистическому рыночному пути, интегрироваться с Белоруссией, развивающейся почти в противоположном направлении. Вопрос о необходимости рыночных реформ в Белоруссии ребром не ставился. Наоборот, Москва, как теперь видно, в тщетной надежде подачками склонить белорусского партнера к реформам и сближению ухудшала ситуацию. Прямая и косвенная экономическая помощь продлевала жизнь недееспособной экономической системе, содействовала созданию синдрома иждивенчества. В руководящих кругах Минска сложилось впечатление, что Москву можно бесконечно водить за нос, вытягивая реальные экономические уступки на обещания виртуального сближения. Некоторые шаги навстречу друг другу были сделаны. Создано общее таможенное пространство (со всеми проблемами). Формируется общее человеческое пространство. Но когда дело дошло до серьезных шагов по интеграции, Минск их заблокировал.

Зато вовсю расцветала теология интеграции. Чуть ли не всерьез спорили о форме Союзного государства, его органах. Выдвигались и как будто всерьез обсуждались варианты Конституционного акта.

Сначала вся эта бюрократическая канитель использовалась для блокирования сближения его российскими противниками, опасавшимися прихода к власти в России А.Г. Лукашенко. Затем ее стали активно использовать в Минске, где испугались, видимо, что сближение с Россией, ее экономической моделью, подорвет существующую структуру власти, и оказались неспособными понять, что реформы под российским экономическим и политическим прикрытием - единственный способ избежания катастрофы для Белоруссии.

Миф третий. Руководство Белоруссии является пророссийским. Миф пропагандируется людьми, просто не знающими или не желающими знать правду. Наверное, так когда-то и было. Теперь же только слепой и глухой может не замечать очевидного. Антироссийская пропаганда постоянно звучит из уст официальных деятелей и с официальных телеканалов (она поутихла только в последние недели). Российские политические и новостные программы последовательно вытесняются с белорусских телеэкранов.

В результате в России дружно клеймят грузин за их антироссийские высказывания, но совершенно не хотят замечать, что гораздо более мрачная картина складывается прямо к Западу от наших границ.

Миф четвертый. А.Г. Лукашенко нет альтернативы. Понятно, кому выгоден этот миф. Один раз он уже сработал на прошлых выборах. Сейчас его запускают для обеспечения выборов на третий срок, для создания психологической ситуации безысходности. Между тем он не только ложен. Популярность президента Белоруссии медленно, волнообразно, но верно снижается, а в стране есть немало способных, образованных и дельных людей. Этот миф опасен и для Белоруссии, и для России, да и для самого белорусского президента и его окружения. Продление срока полномочий не только не остановит деградацию страны, ее экономики, но и неизбежно усилит репрессивность режима. Тогда останется только считать время до повторения белградского или тбилисского сценариев. Притом изменения придут не из Москвы.

Что делать? В общем, понятно.

Первое. Освободиться от перечисленных и других мифов.

Второе. Начать проводить последовательную политику, которая создавала бы условия для перехода братской Белоруссии к более рациональной модели внутренней и экономической политики.

Российская же политика не должна быть нацелена против А.Г. Лукашенко. Он - законно избранный президент. У него немало заслуг, в том числе и в глазах россиян. Белоруссия - единственная из стран, где не ограничивают русский язык. У него есть еще теоретический шанс стать белорусским Дэн Сяопином - реформатором, поднявшим страну.

Но мы не можем позволить, чтобы из-за нашего недомыслия или бездействия на западных границах России образовывался источник нестабильности и деградации. Это было бы безответственным и с точки зрения российских интересов, и с точки зрения наших действительно братских чувств к белорусскому народу.

Остается надеяться, что переход к оплате цен на газ по рыночным ценам станет первым шагом на пути выработки реалистичной, а значит, подлинно конструктивной российско-белорусской политики.

Внешняя политика Беларусь Нефть и газ