11.02.2004 03:10
Общество

Три учебника

К экспертизе школьных учебников подключились академики
Текст:  Светлана Кириллова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3402)
Читать на сайте RG.RU

Цена вопроса

Напомним: последний раз разговор про три "проверенных" учебника шел на заседании Правительства 30 августа 2001 года, когда у возмущенного премьера Михаила Касьянова оказались в руках цитаты из учебников новейшей истории, рекомендованных ФЭС. Главные фигуранты касьяновского "черного списка" - издательства "Просвещение" и "Дрофа" - тогда же поспешили исправить некорректные пассажи в школьной литературе. В остальном в процедуре рецензирования и грифования учебников тогда ничего не изменилось.

Разразившийся перед думскими выборами скандал вокруг учебника Игоря Долуцкого, похоже, повлечет куда более серьезные последствия. По утверждению министра образования, директор издательства "Мнемозина", выпустившего учебник Долуцкого, Мария Безвиконная осуществила издательский произвол: гриф на первой странице учебника напечатала, а правок и уточнений экспертов ФЭС не внесла.

Издатель это категорически отрицает. За ее правоту как будто говорит тот факт, что в Департаменте экспертизы учебных изданий Минобразования жалоб на самоуправство издателя до сих пор не поступало. Более того, за десять лет сомнительный учебник Долуцкого аж трижды проходил государственную экспертизу в ФЭС, возобновляя гриф "Рекомендовано Министерством образования...".

Так в чем корень зла? В самом ФЭС? Надо сказать, что скандалы вокруг его деятельности начались давно. Но раньше они не выходили из стен ведомства: то разгорались жаркие споры об ошибках в учебниках математики, то - вокруг сомнительных пассажей в учебниках биологии... Что же представляет собой этот орган?

- ФЭС - организация открытая. У нее есть свой сайт в Интернете, материалы о прохождении учебной литературы публикуются в ряде журналов, - утверждает руководитель Департамента экспертизы учебных изданий Минобразования РФ Надежда Габрусева.

Издатели не трудятся исправлять ошибки, на которые им указали эксперты. Да и зачем? Гриф они все равно получат.

В советское время ФЭС рассматривал учебники лишь по узкому кругу предметов: для начальной школы, по русскому языку и литературе, иностранным языкам. Работа экспертов велась на общественных началах. Учебное книгоиздание было государственным, и потому давление на экспертов со стороны конкурирующих издательств исключалось. Все книги проходили длительную апробацию в школах. Только после этого на них ставился гриф.

Сегодня государственная экспертиза учебников является платной. И работу экспертов ФЭС оплачивают... сами издатели. Причем наличие грифа еще не гарантирует, что учебник будет хорошо раскупаться.

Поскольку Минобразование РФ не может официально взимать с издателей деньги за экспертизу, они переводятся издателями в специально созданный республиканский Центр мультимедиа и телекоммуникаций. Всего за экспертизу учебника в 12 авторских листов издателю надо заплатить рецензентам и экспертам около 18 тысяч рублей.

Недостача экспертов

- Эксперты являются высококвалифицированными специалистами в той области, которую они представляют, - заверяет Надежда Габрусева. - Среди них много выдающихся и крупных ученых.

Действительно, в персональный состав секций ФЭС входят 19 академиков РАН, 49 академиков РАО, 14 представителей институтов Минобразования. Основное занятие экспертов - читать рецензии на рукописи учебников. При этом личности и род занятий рецензентов остаются для них загадкой.

На официальном сайте Федерального экспертного совета сказано, что среди рецензентов - 26 представителей МГУ, 123 представителя педвузов, 57 человек из институтов повышения квалификации работников образования, 222 представителя дошкольных, коррекционных и общеобразовательных учреждений, 139 представителей "других вузов и организаций". По словам Надежды Габрусевой, в ФЭС работают 850 экспертов. А остальные 283 эксперта ФЭС - чем занимаются они?

Ответа на этот вопрос нет. Кстати, при всех заявлениях об открытости ФЭС, организация эта самая что ни на есть закрытая. Ни один журналист или издатель не может прийти на заседание его секции, как приходит, скажем, на министерские коллегии. Согласитесь, на многое мог бы пролить свет протокол заседания секции исторического образования, давшей гриф учебнику Игоря Долуцкого. Но все документы - за семью печатями. А может быть, их просто не существовало в природе?

Как не порадеть родному человеку

В п. 10 "Положения о ФЭС" сказано: "Авторы учебных изданий или лица, наследующие авторские права на эти издания и имеющие договорные отношения с издающими организациями на их выпуск, не могут входить в состав секции и быть экспертами".

Именно поэтому шесть лет назад Минобразование "почистило" ФЭС, удалив из него всех авторов учебников. Из Совета, к слову, "ушли" и держателей авторских прав на учебники своих родителей или родственников. Тем не менее членом секции исторического образования ФЭС остается доцент кафедры всеобщей истории РГГУ Виктория Журавлева - родная сестра Игоря Долуцкого, не раз выступавшая его соавтором. Не случилось ли так, что Виктория Ивановна приложила руку к грифованию учебника своего брата?

Впрочем, думается, что главная причина закрытости ФЭС - сами рецензии, крайне слабые и беспомощные. Все объясняется, наверное, просто: если рецензенты вздумали бы заниматься грамотным научным рецензированием учебников, к ним просто перестали бы обращаться издатели. Ведь последние хотят, чтобы грифование прошло быстро и без помех. Чтобы уважить того, кто платит деньги, эксперты и пишут халтуру. А потом на заседании секции ФЭС принимается экспертное заключение.

Вот выдержки из типичного заключения Федерального экспертного совета на учебник истории:

"При обсуждении были одобрены проблемно-хронологический принцип построения учебника, обоснованный отбор содержания учебного материала, научная объективность изложения, корректность трактовок и формулировок, сбалансированность теоретического и практического материала.

Вместе с тем ряд понятий ("сепаратизм", "национальная консолидация" и др.) не находят объяснений. Огромное количество грамматических ошибок свидетельствует об отсутствии внимательного редактирования. Полностью отсутствуют иллюстративный материал, карты, на которые ссылается автор в тексте".

Итак, из этого любопытного документа становится ясно, что, во-первых, эксперты (в нарушение пункта 5 "Положения о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифа Министерства образования РФ") вынуждены рецензировать не "готовый учебник" или даже "верстку", а нечто такое, чему в издательском деле и пристойного наименования-то нет. В некоторых рецензиях экспертов с усталой откровенностью констатируется факт: "Макет учебника "сырой", как обычно". Издатели не ставят экспертов в известность, какие в учебнике будут иллюстрации, карты или графики.

Теперь понятно, почему премьер Правительства Михаил Касьянов первым отловил курьезнейший факт: в учебниках новейшей истории Никиты Загладина (победителя Всероссийского конкурса) наличествуют совершенно одинаковые иллюстрации - как для 9-го, так и для 11-го класса. Заметим: чтобы усмотреть такую тонкость, трех рецензий экспертов ФЭС оказалось мало - понадобился зоркий глаз премьер-министра!

Во-вторых, как следует из документа, издатели не трудятся исправлять ошибки, на которые им уже указали эксперты. Да и зачем? Гриф они все равно получат.

В сцепке "ФЭС - издательство - учебник" отсутствует важнейшее звено: связь между решением Совета и деятельностью издательства. В Положении о Федеральном экспертном совете подробно описаны процедура экспертизы и даже апелляции издателей на решение ФЭС. Но в них нет ни слова об ответственности самих издательств перед ФЭС, Министерством образования и, наконец, перед восемнадцатью миллионами российских школьников.

В Положении не сказано, какой механизм воздействия на издателей сможет применить министерство, если выяснится, что в учебнике с грифом "Допущено..." или "Рекомендовано..." не были учтены требования экспертов ФЭС. Скорее всего, такой учебник будет плавать по волнам книжного рынка до той поры, пока не наступит пора перегрифования. Но и тогда далеко не факт, что издательский произвол будет обнаружен.

Теперь спросим себя: разве удивительно, что учебник Игоря Долуцкого трижды успешно проходил грифование и перегрифование в ФЭС?

И третий вывод: никакого отношения к научному рецензированию процитированное "Заключение ФЭС" не имеет. И дело не в квалификации людей, которые их пишут. В нем отсутствуют конкретные требования к издательству по переработке текста. Видимо, не случайно.

Кто виноват?

Кому выгодна работа этой дорогостоящей и неповоротливой махины - Федерального экспертного совета?

Конечно, издателям. У нас в стране - 54 издательства учебной литературы. Если прежде школьник мог учиться по учебнику, не имеющему грифа "Рекомендовано...", то теперь, по новому положению, все учебники, даже региональные, должны получить в ФЭС федеральный гриф.

И получат. Спросим себя: можно ли купить положительное заключение ФЭС? Конечно, можно. Имена и должности экспертов (которые хранятся в тайне от журналистов) стоят под каждой рецензией. На то, чтобы найти в Москве рецензента, издателю понадобится лишь немного усилий и времени. И покупают они безразличие экспертов к судьбе учебника или видимость научной экспертизы.

Положение с экспертизой учебников на сегодняшний день столь плачевное, что потребуются незамедлительные и экстренные меры, чтобы поправить дело. К экспертизе решено немедленно подключить РАН и РАО. Министр образования Владимир Филиппов признал, что академии от этой работы долгие годы были фактически отстранены. Сегодня представители "Большой академии" не скрывают, что до сих пор являлись "свадебными генералами" в ФЭС, рукописей не рецензируют и не посещают заседания своей секции. Для них это было скучно, для дела - бесполезно, а за председательство в секции начисляются гроши. По просьбе министра, теперь свои замечания эксперты-академики должны представить в ФЭС уже через три месяца. Появится ли возможность у почтенных академий четко наладить эту работу? Видимо, надежда на это небольшая. Иначе министр образования не взывал бы о помощи: "Я всех прошу читать учебники не как экспертов, а как родителей, у вас же есть дети и внуки".

Образование Минобрнауки